Голевой момент

Чемпионат мира по футболу окажет заметное влияние на темпы строительства отелей и показатели гостиничного бизнеса

Если судить по предварительным результатам, 2017 год был неплохим для российского гостиничного рынка. В Москве и в ряде крупных региональных центров девелоперская активность оставалась высокой, что, безусловно, связано с грядущим Чемпионатом мира по футболу. Именно ЧМ-2018 будет поддерживать темпы строительства новых отелей и в наступившем году: к вводу заявлены около 5,4 тыс. брендированных номеров.

О сколько нам открытий…

За минувший год российский рынок брендированных отелей пополнился 3,7 тыс. новых номеров, из них около 2 тыс. приходится на Москву. Основной объем столичных открытий пришелся на верхний предел среднего сегмента — 43%, далее следуют средний сегмент (24%), эконом (18%) и верхний предел высокого сегмента (15%). При этом надо отметить, что ни один люксовый отель в уходящем году в столице открыт не был.

В регионах более половины открытий составили отели нижних ценовых категорий — среднего и верхнего предела среднего сегмента (25% и 27% соответственно). Остальной объем был сформирован верхним пределом высокого сегмента и люксовым сегментом — 39% и 9% соответственно.

В 2017 году гостиничные инвесторы и операторы продолжали активно готовиться к чемпионату мира: помимо столицы, брендированные отели были введены в строй в Санкт-Петербурге (388 номеров), Нижнем Новгороде (176), Саранске (159), Волгограде (158), Ростове-на-Дону (81). Появились на карте и новые, небольшие гостиничные рынки, такие как Оренбург, Якутск, Кызыл.

В числе крупнейших объектов, начавших работу в этом году в столице, стоит назвать открывшийся после ребрендинга и реконструкции «Azimut Смоленская» (474 номера), «Hyatt Regency Петровский Парк» (298 номеров), «Hilton Garden Inn Красносельская» (292 номера), первый Holiday Inn Express в Москве — «Holiday Inn Express Павелецкая» (243 номера). Также стоит отметить новый отель в зоне аэропорта Домодедово — Ibis (150 номеров) и «Tulip Inn Софрино Парк Отель» (119 номеров) в Московской области.

Среди открытий в регионах стоит выделить первый брендированный отель в столице Мордовии Саранске — Four Points by Sheraton, две гостиницы под управлением Azimut в Якутске и Кызыле, Lotte — в Санкт-Петербурге (второй в России).

Полагаем, что гостиничный рынок Москвы завершит 2017 год в плюсе по основным операционным показателям. По нашей оценке, загрузка в среднем по качественному рынку увеличится на 1,4 п.п. в сравнении с предыдущим годом и превысит 73%, средний тариф (ADR) вырастет на 2,3%, до примерно 7,6 тыс. руб., что приведет к дальнейшему росту доходности на номер (RevPAR).

Согласно имеющимся данным за 11 месяцев, лидером по динамике доходности на номер является высокий сегмент, где показатель RevPAR увеличился примерно на 7% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Гостиницы этой категории фиксируют как рост заполняемости — на 2 п.п. по итогам января-ноября (почти 78%), так и среднего тарифа (6,5 тыс. рублей). Наибольший рост загрузки зафиксирован в среднем сегменте. В отелях этой категории заполняемость увеличилась на 3,5 п.п. (76%). Правда, этот сегмент был единственным, в котором не произошло роста среднего тарифа, показатель сохранился на уровне 3,8 тыс. руб.

Стоит также отметить люксовый сегмент столичного рынка, который продолжает бить рекорды. По итогам 11 месяцев загрузка наиболее дорогих гостиниц Москвы превысила 67%, а средний тариф — 18 тыс. руб.

При этом рынок качественных гостиниц Московской области теряет в загрузке. По результатам января-ноября показатель заполняемости опустился здесь ниже 49% при небольшом росте тарифа (до 5 тыс. руб.). А вот гостиницы горного кластера Сочи демонстрировали хорошие показатели на протяжении всего 2017 года, даже летом, и можно ожидать, что в зимний сезон тренд продолжится, и отели Красной поляны, а также зарубежные направления, оттянут часть спроса, в том числе у подмосковных объектов.

tab3.jpg

tab4.jpg

Что год грядущий

Наступивший 2018 год обещает быть активным с точки зрения ввода номерного фонда. Однако надо понимать, что планы по открытиям, как правило, выполняются не полностью, и разрыв между тем, что заявляется в начале года, и фактическим результатом может составлять 20-35%.

Основной объем нового предложения гостиниц в Москве ожидается в высоком ценовом сегменте (81%), остальное — в эконом-сегменте. Структура ввода в регионах более разнообразна: половина заявленных номеров — это верхний предел среднего сегмента, 30% — высокий сегмент, 13% — верхний предел высокого сегмента и 7% — средний сегмент.

В числе грядущих открытий 2018 года второй брендированный отель на небольшом рынке Саранска (Mercure, 115 номеров), Ramada Hotel & Suites на 134 номера в центре успешной ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга), первый после постолимпийского затишья брендированный отель в Сочи — Courtyard by Marriott (345 номеров), третий Lotte в России — в Самаре (195 номеров).

Среди заявленных открытий в Москве стоит выделить первые брендированные отели в зоне аэропорта Внуково — Double Tree by Hilton (432 номера) и Four Points by Sheraton (250 номеров), первый Pentahotel (242 номера) на Новом Арбате в «доме-книжке» Capital Group. Крупнейшими новыми объектами в столице должны стать Crownе Plaza в рамках многофункционального проекта «Парк Хуамин» и Radisson Blu на Олимпийском проспекте — на 340 номеров каждый.

Помимо этого, анонсирован запуск двух гостиниц в туристическом Переславле-Залесском — Ramada Resort и Days Hotel на 203 и 150 номеров соответственно.

Мечты сбываются?

Высокие темпы ввода новых номеров связаны, прежде всего, с приближающимся Чемпионатом мира по футболу. Каждое мероприятие такого масштаба сулит участникам прибыль, но порой их ждут и разочарования. Мы проанализировали гостиничные рынки трех стран, принимавших последние три чемпионата, и попытались спрогнозировать, чего ожидать и к чему готовиться российским отельерам и инвесторам. В каждом случае мы фокусировались на двух самых крупных городах, принимавших матчи чемпионатов, — Берлин и Мюнхен (Германия, ЧМ-2006), Йоханнесбург и Кейптаун (ЮАР, ЧМ2010), Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (Бразилия, ЧМ-2014).

Чемпионат мира по футболу длится несколько недель в июне-июле, и традиционно оказывает влияние на средние операционные показатели гостиниц в эти месяцы. Средний тариф (ADR) значительно увеличивается по сравнению с предыдущим годом. В среднем рост ADR на исследованных рынках составлял 50-75% в целом за месяц на фоне увеличения загрузки на 5-20 п.п. При этом заполняемость качественных номеров в большинстве городов ЧМ находилась в диапазоне 55-60% и только в Мюнхене превысила 80%.

Учитывая это и динамику показателей двух российских столиц в целом, мы ожидаем увеличения загрузки в Москве на 3-5 п.п. с последующим падением до уровня 2017 года или ниже и дальнейшим постепенным восстановлением. При этом средняя цена на номер, которая в период матчей заметно увеличится, в целом по году вряд ли вырастет более чем на 5-10%. В Петербурге мы ожидаем более значительного уровня загрузки, приближающегося к 100% в среднем по качественному номерному фонду. После 2018 года можно ожидать замедления темпов роста ввода нового предложения на российских рынках, где пройдет чемпионат мира. Внимание операторов, вероятно, переключится на города, где потенциал еще не до конца реализован, и там продолжится развитие.

Теги: