В Петербурге планируют построить два железнодорожных полукольца
Смольный согласовал с ОАО «РЖД» первый этап концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербургского транспортного узла. Разработанный при участии Института экономики и развития транспорта документ предполагает строительство к 2030 году двух железнодорожных полуколец внутри мегаполиса — Северо-Восточного и Юго-Западного. По словам заместителя генерального директора РЖД Олега Тони, железнодорожные полукольца пройдут по маршрутам: «Ораниенбаум—Белоостров» и «Ораниенбаум—Токсово». Первый участок пройдет вдоль северного берега Финского залива с остановками в Сестрорецке, Лисьем Носу, здесь будет несколько пересадок на станции метро и остановка в аэропорту Пулково. Вторая линия протянется от Токсова, через Капитолово до Сосновой Поляны и Ораниенбаума, там тоже запланированы пересадки на метро. Протяженность первого полукольца — 109,7 км, время в пути — 2 часа 18 минут, второго — 73 км, 1 час 32 минуты. Запланированный интервал движения поездов — 10 минут. В рамках проекта будет построено 9 транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими парковками и короткими пешеходными переходами для удобной и быстрой пересадки без выхода на улицу (по принципу «сухие ноги»). Отдельно прорабатываются связи железной дороги с подвозящими маршрутами наземного пассажирского транспорта.
Таким образом, железная дорога должна соединить все пять линий петербургского метрополитена, что позволит горожанам быстро добираться на общественном транспорте в любую точку города. Ориентировочный срок реализации обоих проектов — 2030 год. Объем инвестиций оценивается в сумму не менее 1 трлн рублей, но окончательную стоимость проекта РЖД планирует обнародовать в декабре этого года.
Стремление развивать в Петербурге железнодорожный транспорт выглядит необычным. Последние несколько лет тенденция была обратной: власти предпочитали сокращать число пассажирских электропоездов, а железную дорогу использовать для перевозки грузов. Теперь приоритет хотят отдать пассажирским перевозкам. Среди преимуществ такой модели эксперты отмечают возможность организовать интермодальное сообщение между городом и аэропортом Пулково, обеспечение доступности курортного Сестрорецкого направления и бизнес-кластера «Лахта-центр». Общая площадь зоны влияния полукольца оценивается в 150 кв. км, или около 10% территории Петербурга. Объем жилищного строительства в районах, прилегающих к железной дороге, может вырасти до 69 млн кв. м, а площадь коммерческой застройки оценивается в 2,5 млн кв. м.
По мнению заведующей кафедры «Экономика транспорта» Государственного университета путей сообщения (ГУПС) Натальи Журавлевой, Петербург нуждается в дополнительных транспортных артериях, которые бы связали между собой периферийные районы города. «Железнодорожные связи между периферийными агломерациями обустроены во многих городах мира, — говорит она. — Это стало одним из градостроительных принципов и способом организации пассажирских перевозок в мегаполисах. Петербург приступает к решению такой задачи, и это открывает хорошие перспективы для развития транспортной инфраструктуры города в будущем». В свою очередь, эксперт по транспортному развитию территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников утверждает, что в пятимиллионном Петербурге железнодорожный транспорт — лучший способ передвижения, потому что он не стоит в пробках и движется быстрее, чем любые автобусы.
Впрочем, первый этап концепции — это пока лишь обозначение намерений, которые будут детализироваться на втором этапе и в последующих разработках по каждому объекту. Результаты второго этапа разработчики концепции представят в ноябре 2019 года. Однако руководство ОАО «РЖД» уже заявило о готовности вложить до 2024 года в развитие железнодорожной инфраструктуры Петербурга 88 млрд рублей.
80 млн человек перевезли в 2018 году пригородные поезда АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», это лучший показатель за 8 лет
Номер публикации: №36 от 13.09.2019