Никаких пауз
По словам председателя комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Романа Голованова, взятый местными властями курс на индивидуальный подход к работе с крупными инвесторами позволил сохранить их интерес к работе в Петербурге: «Количество крупных компаний, заинтересованных в инвестициях в Северную столицу, не уменьшилось за период санкций; в этом у города стабильная позиция». Чиновник уверен, что недостатка в инвесторах не будет и дальше, так как за ситуацией на инвестиционном рынке города внимательно следят зарубежные компании, а также фирмы из дружественных России стран, готовые занять вакантные места в удобный момент.
В первую очередь, свою востребованность сегодня демонстрируют инфраструктурные инвестпроекты. По оценкам экспертов, один рубль инвестиций, вложенный в транспортную инфраструктуру, приносит в среднем до четырех рублей прироста валового регионального продукта. «Реализация транспортных государственно-частных проектов — одно из приоритетных направлений работы города с инвесторами, а механизм ГЧП сейчас как никогда востребован и позволяет решать инфраструктурные задачи», — заявил Роман Голованов, отметивший, что так как инфраструктурные проекты — долгоиграющие, то сегодня идет пересмотр строительно-монтажных рисков и расходов, следующим же шагом станет расчет стоимости их финансирования. «На паузу поставлено ноль инвестиционных проектов. Мы просто меняем и переформатируем подход к ним», — подчеркнул он.
К примеру, продолжается работа над проектом третьей магистрали общегородского значения. В дополнение к кольцевой автодороге (КАД) и Западному скоростному диаметру (ЗСД) транспортную инфраструктуру Северной столицы должна улучшить Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД, или, как ее еще называют, Восточный диаметр), которая протянется на 27,4 км от ЗСД через КАД до Мурманского шоссе. Трасса свяжет Кировский, Фрунзенский, Московский, Красногвардейский, Невский районы Петербурга и Всеволожский район Ленинградской области, тем самым улучшив транспортную доступность южной части города. Эксперты подсчитали: проезд по ней позволит автомобилистам экономить время, а нагрузка на улично-дорожную сеть города снизится. Кроме того, будут разгружены Володарский мост и мост Александра Невского, поскольку строительство ШМСД предполагает возведение новой круглосуточной переправы через Неву. Основные работы по проекту будут стоить 26,1 млрд рублей: из федерального бюджета выделят 10 млрд, 12,5 млрд будет привлечено из внебюджетных источников, еще 3,6 млрд — кредитные средства. Ввод в эксплуатацию всего Восточного диаметра планируется осуществить к 20262028 годам.
Городу нравится
Еще один крупный инвестпроект, работа над которым начнется в этом году, — реконструкция оранжерей Таврического сада. Согласно концепции, инвестор проекта — фонд социальных инициатив «Газпрома» — построит на территории теплиц социально-культурный объект с тремя оранжереями площадью не менее 1 тыс. кв. метров, выставочными и концертными помещениями; не менее 60% площади должно быть занято под оранжереи и помещения для досуга. Ранее стоимость реконструкции оранжерей оценивалась в 2-4 млрд рублей. Петербург также планирует развивать и другие новые общественные территории. Один из самых ярких примеров — Охтинский мыс. «Городу понравилось создавать такие пространства, он почувствовал вкус», — отметил Роман Голованов.
Смольный также не собирается отказываться и от проектов, которые были анонсированы в прошлом году на ПМЭФ. Среди них — туристско-рекреационный кластер «Остров фортов» в Кронштадте, проект ИТМО «Хайпарк» — новый кампус Университета ИТМО в Пушкинском районе. И как заметил председатель комитета по инвестициям, в этом году также будет дан старту новому проекту: Смольный намерен приступить к реконструкции заброшенных площадей завода «Красный треугольник».
Субъекты подтягиваются
Новые проекты запланированы также и в регионах Северо-Запада, только в марте было анонсировано несколько новых инвестпроектов. В Новгородской области ООО «Боровичский машиностроительный завод» собирается организовать производство промышленных манипуляторов, используемых для осуществления подъемно-транспортировочных операций с высокой точностью; объем инвестиций в основной капитал составит 15 млн рублей, в новом цеху будет создано 56 рабочих мест. ООО «Чайка» (производитель шпона, фанеры, древесных плит и сборных паркетных покрытий) инвестирует 193 млн рублей в новый производственный комплекс по переработке древесины; завод начнет функционировать в 2023 году и обеспечит работой более 130 человек. Резидент псковской ОЭЗ ООО «Невский энерго-механический завод» из подмосковного Красногорска открывает на этой площадке производство комплектных распределительных устройств и трансформаторных подстанций 0,4-220 кВ (это оборудование используется для временного и постоянного энергоснабжения объектов промышленности, нефтеи газодобычи, а также в строительстве и ЖКХ); объем инвестиций составит 290 млн рублей. В Карелии объявлено о расширении в полтора раза мощностей первого российского камнеобрабатывающего технопарка «Южная промзона» (изначально рассчитанного на создание 80 рабочих мест), связанном с ростом внутреннего спроса на продукцию кластера — плиты мощения, брусчатку, облицовочные плиты, архитектурные и декоративные изделия из натурального камня. А петербургский производитель труб для прокладки теплотрасс ЗАО «Петерпайп» в конце марта ввел в новгородских Боровичах новый цех по выпуску напорных труб из полиэтилена для газопроводов и водоснабжения (стоимость проекта оценивается в 100-150 млн рублей); по расчетам местных чиновников, запуск производства позволит сократить сроки строительства газопроводов в регионе на 30-40%.
На днях стартовал еще один уникальный инвестпроект в соседней Вологодской области: впервые в России в городе Сокол стали строить многоквартирные дома из деревянных CLT-панелей. Как сообщает пресс-служба региона, на Советской улице возводятся два четырехэтажных дома, в каждом будет по 32 квартиры (однои двухкомнатные) площадью от 48 до 65 кв. метров. Лестничные пролеты будут обустроены в центральных частях зданий, их облицуют негорючими материалами. Строительство из материалов собственного производства ведет подконтрольный АФК «Система» лесопромышленный холдинг Segezha Group. Ввести оба дома в эксплуатацию планируется в октябре.
Чем сложнее, тем продуктивнее
По утверждению экспертов, прослеживается четкая закономерность — чем жестче становятся санкции, тем больше появляется новых инвестпроектов. По словам члена правления «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Антона Новикова, по этой причине тема импортозамещения в строительных проектах и не носит критического характера. При этом он отмечает, что болезненнее всего на рынке сказывается отсутствие законодательного регулирования поддержки инфраструктурных проектов: «Мы сейчас обсуждаем проекты строительства больниц, развитие широтной магистрали — это объекты значимые, драйверы развития. Поэтому сейчас важно создание правильного климата и баланса рисков между публичной и частной собственностью». В свою очередь, заместитель генерального директора Фонда «ДОМ.РФ» Антон Финогенов отмечает, что государство уже запустило первоочередной пакет по поддержке стройкомплекса, сейчас готовится новый. «Мер много, они находятся на стадии обсуждения. Распространение льготной ипотечной программы на индивидуальное жилищное строительство, спрос на загородные дома продолжает быть высоким, дает мультипликатор в секторе торговли, стройматериалов, занятости людей. Это перспективное направление. Нам необходимо привлечь «длинные деньги» в инфраструктуру — социальную, транспортную, инженерную. Сегодня у нас есть резерв для улучшения делового климата, и это одно из лучших направлений для развития».
Роман Голованов, председатель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга:
«Город должен развиваться, тем более, что сейчас нужно больше вкладываться в кросс-функциональную структуру (культурные, общественные и бизнес-пространства, кластеры, совмещающие в себе сразу несколько функций). Именно она делает объекты «живыми» и экономически выгодными»
Номер публикации: №17 13.05.2022