Вокзальный ренессанс

Вокзальный ренессанс

Shutterstock.com

Российскую железнодорожную инфраструктуру ждет масштабное обновление

К 2030 году госкомпания «Российские железные дороги» (РЖД) проведет комплексную реконструкцию и модернизацию более чем 100 железнодорожных вокзалов и пассажирских платформ. В компании рассчитывают на инновационные решения и разработки в сегменте строительства и проектирования. Что может предложить российский рынок для обновления вокзальной инфраструктуры, эксперты обсудили на научно-практической конференции «Вокзалы России — прошлое, настоящее, будущее», проходившей в Москве 17-24 сентября. Участниками мероприятия стали железнодорожники, градостроители, архитекторы, представители строительных и проектных организаций.

Фронт работ

На сегодняшний день на балансе Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) — филиала РЖД — находится 348 вокзалов, в том числе 90 объектов культурного наследия регионального и федерального значений, 1032 пассажирские платформы, более 100 мостов и 90 тоннелей. Многие из них сегодня нуждаются в реставрации и модернизации, констатирует руководитель дирекции ДЖВ Георгий Геворкян. Так, по его словам, половина всех пассажирских платформ имеет срок эксплуатации свыше 50 лет, там нет навесов и не обеспечивается принцип «сухих ног». На вокзалах устарели инженерные системы, навигация, они не в полной мере отвечают требованиям по энергоэффективности, экологичности, безопасности и качеству обслуживания пассажиров, в особенности маломобильных групп.

Примером такого проблемного вокзала руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн считает Московский вокзал в Санкт-Петербурге. «Вокзал каким был в XIX веке, таким и остался, — говорит архитектор. — Приехать, уехать отсюда всегда проблема: общественный транспорт стоит в очереди, в метро не попасть, в мире таких «тупиковых» вокзалов практически не осталось». Главным критерием того, хороший вокзал или плохой, Явейн считает количество времени, которое требуется, чтобы выйти из среднего вагона поезда и пересесть на другой вид транспорта.

В РЖД уже определили фронт работ: по базовому сценарию, к 2030 году пройдет комплексная реконструкция 64 вокзалов и 66 пассажирских платформ, по оптимистичному сценарию — объемы будут вдвое больше.

К числу особо важных объектов, которыми будет заниматься РЖД, относятся Казанский и Курский вокзалы в Москве. Для того чтобы решить текущие проблемы и обеспечить необходимый комфорт и уют для пассажиров, требуются свежие идеи. Георгий Геворкян напомнил, что для Курского вокзала неоднократно разрабатывались проектные предложения, но ни одно из них не было принято. Реконструкция ждет также вокзалы в Астрахани, Туле, Курске, Махачкале, Краснодаре.

Новым проектам — новые технологии

Однако РЖД сегодня сталкивается с проблемами в области проектирования, что значительно замедляет темпы работ, отметил Геворкян. Вопросы проектирования вокзалов и объектов вокзальной инфраструктуры в недалеком прошлом регулировались специальными отраслевыми нормами, утвержденными еще Министерством путей сообщения СССР. Они были выпущены в 80-х годах прошлого века и утратили актуальность, а новых выпущено не было. Это создает для ДЖВ дополнительные проблемы. Руководитель дирекции констатировал низкое качество проектов, многие из которых не проходят Главгосэкспертизу с первого раза. А слабая экономическая проработка предложений приводит к тому, что реальная стоимость работ оказывается в разы выше. В РЖД очень рассчитывают на то, что при проектировании вокзалов и объектов вокзальной инфраструктуры будут использоваться новые технологии, в частности технологии информационного моделирования (BIM). Возможности для этого есть.


 В частности, BIM-менеджер компании «Эн-Системс» Дмитрий Бисеров рассказал о преимуществах лазерного сканирования и математического моделирования при проектировании сложных объектов, таких, как вокзальный комплекс. «Главное преимущество — это скорость и точность, — считает специалист. — При использовании «облака точек» результат будет получен за четыре часа вместо четырех дней, а «отрисовка» модели займет шесть часов вместо трех дней». Все это в итоге приводит к существенному снижению операционных расходов.

Объекты быстрой сборки

Сократить время на возведение зданий можно и за счет использования технологии объемно-модульного капитального строительства. В Европе таким образом возводится 30-40% объектов в разных сферах: торговля, социальная инфраструктура, жилье. В России рынок пока находится в зачаточном состоянии, модульных зданий в стране пока насчитывается 26. Еще одно — новый железнодорожный вокзал площадью 1250 кв. м в Сосногорске (Республика Коми) — откроется до конца года. Местные климатические условия и удаленность города от крупных населенных пунктов создавали большие трудности в плане поставки необходимых материалов и оборудования для «классического» строительства. Именно поэтому в качестве эксперимента ДЖВ решило поставить на этот объект уже готовые модули. Как рассказал Армен Миракян, генеральный директор группы компаний «Прозрачный мир», реализовавшей проект, само здание из модулей было построено в рекордные сроки — всего за полгода. Каждый модуль имеет металлический каркас, обработанный антикоррозийными составами на основе эпоксидных смол, устойчив к процессам горения, а срок его службы превышает 50 лет. Модули выходят с завода с уже вмонтированными в них инженерными коммуникациями, встроенным сантехническим, отопительным оборудованием и отделкой (готовность модулей составляет до 95%), транспортируются на место сборки, а затем монтируются. В Сосногорске на монтажные работы, к примеру, ушло всего три дня. «Процесс изготовления модулей и строительно-монтажные работы на строительной площадке ведутся параллельно, что вполовину сокращает временные затраты на строительство, — пояснил Миракян. — Если на проектирование и строительство обычным образом уходит в среднем три года, в случае моделирования все работы можно выполнить в течение одного календарного года, а то и быстрее».


По словам руководителя компании, модульные конструкции не имеют стандартных размеров и обеспечивают полную свободу планировочных решений. К тому же, технология позволяет быстро реконструировать уже существующее модульное здание, в том числе расширяя его площадь за счет надстройки дополнительных этажей.


64 российских вокзала пройдут комплексную реконструкцию и модернизацию к 2030 году. И это лишь «программа минимум» РЖД


Кроме того:

В ходе реконструкции вокзалов в РЖД собираются уделять внимание и вопросам сервиса. Программа, подготовленная ДЖВ, предусматривает, к примеру, создание на каждом вокзале мини-отеля. Первый такой объект появится на вокзале в Пскове уже к 1 ноября.

Теги: