Уйти нельзя достроить

Уйти нельзя достроить

Крупные инвестиционные проекты Петербурга могут остаться без турецких подрядчиков.

Северная столица всегда была привлекательным рынком для турецких строительных компаний. Но после того, как российско-турецкие отношения были омрачены инцидентом с самолетом СУ-24, ситуация может измениться. На днях стало известно, что турецкий строительный холдинг «Ренессанс Констракшн» отказался от участия в тендере на строительство медицинского комплекса в Курортном районе. Турецкие компании участвуют в реализации и других крупных городских проектов, но как дальше будут складываться их отношения с российскими партнерами неясно.

Жилье, гостиницы, бизнес-центры

Строительный и инвестиционный холдинг Renaissance является одним из крупнейших иностранных девелоперов на петербургском строительном рынке. Его годовой оборот достигает 3 млрд долларов. У Renaissance, в частности, есть проект строительства 1 млн кв. метров жилья на намывных территориях Васильевского острова, площадь застройки — примерно 40 гектаров. Договор о покупке земли для этого проекта Renaissance Construction подписал с УК «Терра нова» в 2013 году. Совместно с «Теллус-Групп» Renaissance Construction строит индустриальный парк «Кола» на 150 гектарах во Всеволожском районе Ленинградской области. В 2011 году стоимость этого проекта оценивалась в 446 млн долларов.

Кроме того, эта турецкая компания должна была участвовать в конкурсе на создание и эксплуатацию нового лечебно-реабилитационного корпуса городской больницы в Курортном районе по схеме ГЧП. Победитель конкурса должен будет построить медицинский корпус площадью не менее 30 000 кв. метров на 480 коек. Капитальные затраты с учетом НДС, по предварительным расчетам, должны составить 6,9 млрд рублей. Подведение итогов конкурса назначено на январь 2016 года, но на днях стало известно, что турецкая компания отказалась от участия. Официальная версия — ввиду сжатых сроков и высоких стандартов качества подготовки документации, принятых внутри компании. По неофициальной — турецкие компании планируют уйти с питерского рынка.

«Лахта Центр» под вопросом

Еще один крупный проект Renaissance Construction, который может теперь оказаться под вопросом, — строительство штаб-квартиры «Газпрома» «Лахта Центр». Общий объем инвестиций в строительство инвестор проекта — ОАО «Газпром» — не раскрывает. Участники рынка оценивали бюджет стройки в 1,5 млрд долларов — почти 100 млрд рублей. С начала строительства в проект вложено 26 млрд рублей, в 2016 году планируется потратить не менее 30 млрд рублей. До конца 2015 года башня «Лахта Центра» будет построена на высоту 10-11 этажей. Чтобы выдержать сроки и завершить возведение комплекса в 2018 году, строители строят один этаж за 8 дней. При такой скорости за год возведут еще около 50 этажей. Всего в 462-метровой постройке их будет 86. Параллельно идет строительство многофункционального здания (МФЗ), которое расположится у подножия башни. Эксперты говорят, что до 2018 года «Лахта Центр» останется одним из крупнейших источников подрядов для местных компаний.

Как скажется ухудшение российско-турецких отношений на участии в проекте самого Renaissance Construction, пока неизвестно. Официально санкции не должны коснуться тех компаний, контракты с которыми уже заключены, а генподряд в этом проекте турецкая компания получила еще в 2014 году. Эксперты тоже склоняются к тому, что турецкие фирмы, работающие на знаковых объектах, скорее всего, не тронут. Слишком велика цена проволочек. До заселения «Лахта Центра» осталось три года — некогда проводить новые тендеры, тратить дополнительные деньги.

Дадут достроить?

Не ясна пока и дальнейшая судьба контракта на строительство центрального участка ЗСД, где генеральным подрядчиком выступает турецкая ICA. На днях при строительстве бетонной опоры ЗСД произошло обрушение опалубки и тонны бетона упали в воды Финского залива. Компания не сообщила об этом государственным органам и была оштрафована на 80 тысяч рублей. В другое время этому инциденту не придали бы большого значения, но сегодня ситуация иная.

Пока турки продолжают работать на объекте, и, по словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, Смольный не будет вмешиваться в контракт инвестора ЗСД с подрядчиком. «Контракт с итало-турецким подрядчиком на строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге — это дело инвестора, а не властей города», — заявил Игорь Албин.

Но при этом вице-губернатор твердо пообещал, что турецкие компании не будут участвовать в проектах, реализуемых за счет городского бюджета. «Причина простая: мы считаем, что наибольшие преференции нужно оказывать отечественным компаниям. Это — жесткая позиция губернатора», — сказал Игорь Албин.

В свою очередь и российские строительные компании уже стали отказываться от услуг турецких строителей. Так, в конкурсе на генподряд второго по высоте здания в Петербурге Ingria Tower (165 метров) участвовали несколько турецких компаний. Но застройщик объекта — ГК «С.Э.Р.» — заявил, что совет директоров принял решение исключить турецкие фирмы из тендера. По словам представителей компании, это их гражданская позиция. Участвовать в конкурсе будут российские и китайские строительные компании.

Эксперты пока осторожно говорят о перспективах турецких девелоперов на петербургском рынке. По их мнению, турецким компаниям предоставят возможность достроить знаковые петербургские объекты — ЗСД и «Лахта Центр», но получить новые подряды им будет сложно.