Антон Глушков, кандидат в президенты НОСТРОЙ о новых вызовах для нацобъединения
После того как действующий глава Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Андрей Молчанов принял решение сложить с себя полномочия президента организации, нацобъединение активно готовится в выборам нового руководителя, которые пройдут 22 апреля на XVII Всероссийском съезде саморегулируемых стройорганизаций. Кандидат в президенты НОСТРОЙ Антон Глушков, получивший на данный момент поддержку более 100 СРО из всех субъектов РФ, свою предвыборную программу представит на окружных конференциях в тех регионах, которые поддержали его кандидатуру. Однако, уже сейчас, главный претендент на должность главы НОСТРОЙ, четко понимает круг вопросов, которые обязательно нужно решить национальному объединению. Все подробности - в интервью Антона Глушкова информационному порталу «Саморегулирование».
- Антон Николаевич, вас называют «человеком системы», и это первый аргумент в вашу пользу, который озвучивают ваши сторонники. Вы тоже считаете, что «свой» президент наиболее эффективен?
А.Г.: В настоящее время сложилась уникальная возможность для того, чтобы кандидат, который «вырос» в стенах национального объединения, мог его возглавить. До сих пор происходило становление законодательства, формировался имидж национального объединения. Им руководили люди, которые до этого момента не имели прямого отношения к саморегулированию, но при этом были уважаемы в строительной сфере. Благодаря их авторитету и происходило развитие. Сейчас, когда, в общем-то, правовое поле оформлено, перед саморегулированием стоят новые задачи. Думаю, что нацобъединение может самостоятельно определиться с кандидатом, выбрать того человека, которому доверяет профессиональное сообщество.
- О каких новых задачах вы говорите? Какие приоритеты существуют сегодня в работе национального объединения?
А.Г.: На протяжении последних двух с половиной лет всё профессиональное сообщество было занято переустройством. Речь идет о регионализации, о дополнительных полномочиях, которыми сейчас наделено нацобъединение, – подготовке заключений о возможности рекомендовать включение и исключение СРО из госреестра, формировании национального реестра специалистов. Я думаю, что сейчас приоритеты будут связаны с образованием, переподготовкой, поддержкой строительного комплекса путём поправок в 44-ФЗ, развитием федеральных и региональных инвестиционных программ, которые бы могли создать пусть незначительный, но материальный эффект мультипликатора и способствовали позитивному развитию строительства и экономики России в целом.
- Какая роль во всем этом отводится Экспертному совету НОСТРОЙ, которым вы руководите?
А.Г.: В ходе двух последних съездов строительных СРО у нас рождалась резолюция с учетом предложений, поправок к действующему законодательству, которые носили уже не такой радикальный, как ранее, а больше технический характер, уточняли те моменты и «расшивали» те неурядицы, которые нам «подарил» 372-ФЗ. Тот законопроект, который сейчас подготовлен в Минстрое России, и соавтором которого выступил НОСТРОЙ, полностью согласован Экспертным советом. Мы сделали всё возможное, чтобы он в ближайшее время обрел свою правовую форму. Это была абсолютно реальная победа саморегулирования, потому что впервые законопроект, который был полностью инициирован профессиональным сообществом, дошел до финальной точки в той редакции, которую мы хотели бы видеть.
Если говорить о ближайших планах, мы рассчитываем на правки 44-ФЗ, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства и связанные со снижением или отменой банковских гарантий для контрактов с небольшими суммами по договорам, например, по капремонту. Важно, чтобы субъекты малого бизнеса были избавлены от дополнительной нагрузки, поскольку банковские гарантии им очень сложно и затратно получать.
Второй момент – обсуждение того, чтобы принцип регионализации лег в основу 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ФЗ и других законов, которые регулируют конкурсные процедуры, чтобы приоритет предквалификации и определения минимального порога по стоимости отдавался организациям в субъектах, где организуются торги.
Что касается более радикальных задач, то это задачи профквалификации, подготовки и переподготовки производственных кадров, кадров ИТР, независимой оценки квалификации, которая в моем понимании, тоже должна быть вменена в обязанность саморегулируемым организациям.
Если говорить об опасностях, то, наверное, самой большой из них является немалое количество законодательных инициатив, связанных с использованием средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Здесь, конечно, крайняя активность, потому что львиная доля инициатив не увязывается с нормами законодательства. Инициаторы подобных законопроектов забывают о природе компенсационных фондов СРО. В общем, эта, на мой взгляд, больше популистская мера, нежели каким-то образом взвешенная и согласованная с нормами действующего гражданского и градостроительного законодательства.
- Что можете пообещать строителям, если одержите победу на выборах? Какие у вас программные планы?
А.Г.: Наверное, относительно программы логика, как и у всех кандидатов, такая. Я поделюсь своими мыслями и предложениями по проблемам, которые сейчас существуют, но очень важна обратная связь от регионов. Ведь каждый субъект у нас уникален: где-то в строительной сфере более развиты рыночные отношения, а где-то существует серьёзная государственная зависимость.
Основной вектор деятельности, который должен быть обозначен нацобъединением, – это меры экономической поддержки строительного комплекса. Задача амбициозная, сложная. Сейчас нацобъединение привлечено к разработке Стратегии развития строительного комплекса до 2030 года. У нас есть возможность заложить системные вещи, чтобы сработал эффект экономического мультипликатора. Надо сообща подумать над этим.
Второй момент, о котором обязательно нужно говорить, это то, что НОСТРОЙ – это не только аппарат нацобъединения, инициативы должны рождаться не только внутри, они должны исходить из всех субъектов Российской Федерации. Нужно усилить блок обратной связи между центральным аппаратом в Москве и российскими регионами, он должен эффективно работать, дабы инициативы быстрее превращались в конкретные предложения.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы у ваших соперников?
А.Г.: Соперники достойные. К потенциальным конкурентам я отношусь уважительно. Вне зависимости от того, как сложатся результаты выборов, те здравые мысли, которые будут ими озвучены, нужно обязательно брать на вооружение и использовать в дальнейшей своей работе.
- Как относитесь к активной поддержке коллег?
А.Г.: Очень приятно видеть поддержку! Большое количество коллег предлагает свою помощь, многие активно работают с выборным штабом. Планирую поучаствовать во всех окружных конференциях, где выдвинута моя кандидатура. Надеюсь на конструктивный диалог.
Справочно:
Согласно Градостроительному кодексу РФ, президент Национального объединения строителей избирается сроком на четыре года и является его единоличным исполнительным органом. При этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более чем два срока подряд.