Строители показали пример

Строители показали пример

komitet3-1.km.duma.gov.ru
При выработке механизма разграничения контрольных функций государства и СРО будет учтен опыт строительства

Попытку разобраться, почему эффективный во всем мире инструмент саморегулирования не приносит желаемых результатов в России, предпринял Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы. Предваряя обсуждение концептуальных подходов к реформированию института саморегулирования, председатель комитета Николай Николаев напомнил о поручении президента Владимира Путина унифицировать подходы к саморегулированию.

Выполняя это поручение, правительство России утвердило в декабре 2015 года концепцию перехода к единой эффективной модели саморегулирования в различных отраслях. На первом этапе реализации этой концепции, в 2016 году, необходимо было принять общегосударственную модель саморегулирования. Однако этого так и не было сделано. Не пройден и второй этап, намеченный на 2017-2018 годы, основная цель которого — обеспечить эффективное функционирование трехуровневой модели, развить добровольное саморегулирование.

Так как первые два этапа не были пройдены, обречен на невыполнение и третий этап перехода к единой эффективной модели саморегулирования (2019-2020 годы), на котором планировалось сблизить модели обязательного и добровольного саморегулирования и делегировать полномочия саморегулируемым организациям с добровольным членством. Вот почему большой интерес членов комитета и вызвали предложения Минэкономики России по изменению в Закон о саморегулировании.

Статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов обратил внимание депутатов на необходимость повышения ответственности СРО по обязательствам своих членов. Пока что такая ответственность чрезвычайно мала во всех сферах деятельности СРО. В 2018 году доля выплат в совокупном объеме компенсационных фондов (106 млрд рублей к началу 2019 года) не превышала 0,15%. Чтобы этот финансовый инструмент работал эффективнее, предлагается закрепить норму, в соответствии с которой компенсационный фонд будет применяться в обязательном порядке. Причем страхование ответственности членов должно стать не альтернативой, а дополнительной возможностью, которая может применяться на добровольной основе. Кроме того, будут установлены четкий порядок и основания для выплат из компенсационных фондов. Благодаря этому, по мнению Минэкономики, усилится и контроль за сохранностью средств КФ.

Другая проблема, которую призваны решить поправки в законодательство, связана с необходимостью улучшения контроля СРО за своими членами. Сейчас четкого порядка, в соответствии с которым СРО могли бы контролировать своих членов, в законе о саморегулировании нет. Проверки часто проводятся формально или не проводятся вообще. Чтобы организовывать контрольные мероприятия со стороны СРО без дополнительного давления на своих членов, предлагается шире использовать мониторинг с помощью информационных систем.

Среди других новых инструментов — применение риск- ориентированного подхода, когда интенсивность контрольных мероприятий будет определяться в зависимости от категории риска, к которой отнесена та или другая организация. Предлагается также зафиксировать административную ответственность за нарушение саморегулируемой организацией порядка осуществления контроля. При этом в Минэкономики считают, что в качестве показателя эффективности контрольной работы нельзя использовать количество проверок и число выявленных нарушений, поскольку это может создать неправильную мотивацию для контролеров. Целесообразно использовать те подходы, которые применяются для оценки эффективности работы государственных контролеров на основе изменения ущерба: если ущерб в охраняемой сфере снижается, значит и контролеры работают эффективно.

Изменения в законодательстве будут также способствовать увеличению числа принимаемых в СРО и нацобъединениях стандартов с более высокими требованиями, чем установлено действующим законодательством. Сегодня только 4,5% стандартов содержат требования, которые выше установленных законами и подзаконными актами. С этой целью предлагается нормативно разграничить стандарты на стандарты деятельности и внутренние документы СРО, предусмотреть порядок их разработки. При этом федеральные стандарты будут разрабатывать национальные объединения, а в случае обязательного членства в СРО они должны будут согласовываться с регулятором. Но главное, по мнению Минэкономики, состоит в том, чтобы создать мотивацию СРО для разработки стандартов путем увеличения выплат через компенсационной фонд.

Предлагается изменить и подходы к регулированию деятельности национальных объединений, закрепив в законе более прозрачные требования к ним. В частности, закрепляется понятие статуса национального объединения, устанавливается возможность его приобретения не ранее, чем через год с момента образования первой СРО. Будет вестись государственный реестр таких объединений и осуществляться соответствующий надзор за их деятельностью. Членство в объединениях должно быть добровольным (за исключением тех случаев, которые будут специально оговорены в отраслевых законах), а в их органы управления не могут включаться работники органов надзора.

Чтобы повысить заинтересованность в создании добровольных саморегулируемых организаций, предлагается заключать соглашения о признании результатов деятельности СРО между ними и органом власти. Такой инструмент позволит освободить от излишнего государственного регулирования и надзора членов тех СРО, которые добросовестно работают. При этом, чтобы исключить злоупотребления, должно быть понятно, по каким критериям могут заключаться такие соглашения.

В целом депутаты положительно оценили работу, проведенную Минэкономики по разработке предложений, направленных на совершенствование законодательства о саморегулировании и его унификацию для разных сфер деятельности. В то же время отмечалось, что при подготовке поправок надо было общаться не только с руководителями СРО, но и с работниками предприятий, которых они представляют.

В свою очередь, присутствовавший на заседании исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин сообщил депутатам, что многие изменения, предлагаемые Минэкономики, уже работают в сфере строительства. В частности, в результате реформы, которая прошла в 2016-2017 годах, обеспечена сохранность компенсационных фондов, установлен исчерпывающий перечень оснований для выплат из КФ, страхование выведено в сферу добровольного применения, используется риск-ориентированный подход при определении периодичности проверок и мониторинг деятельности членов, который заменяет регулярные проверки. А предложения по упрощению механизмов ответственности со стороны СРО, большего влияния на деятельность членов, признание госорганами результатов деятельности СРО уже предложены НОСТРОЙ в соответствующих разделах Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Чтобы сделать дальнейшую работу над изменениями в законодательство более плодотворной, Виктор Прядеин предложил привлечь НОСТРОЙ к рассмотрению опыта работы строительных СРО, которые в вопросах совершенствования инструментов саморегулирования продвинулись дальше других сфер деятельности.

Цитата в тему:

Виктор Прядеин, исполнительный директор НОСТРОЙ:

Screenshot_1.png
 

«Согласно ежегодному отчету Минэкономики, который содержит показатели деятельности СРО в разных сферах, строительные СРО больше всех разработали стандартов, собрали компенсационных фондов и провели проверок деятельности своих членов. Проектные, изыскательские и строительные СРО, а также их национальные объединения пережили за десять лет работы уже две крупные реформы. Сегодня они представляют собой сплоченное профессиональное сообщество с развитым отраслевым регулированием, активной экспертной позицией в органах власти. Опыт работы СРО в сфере строительства должен быть взят за основу в ходе создания единой эффективной модели саморегулирования в других отраслях».
Теги: