Стрелка вверх

Игорь Иванко/АГН «Москва»
Программа замены устаревших лифтов дала мощный толчок развитию отрасли

Первого февраля российские лифтовики отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1949 году вышло в свет постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов». И эта дата была единодушно принята отраслью в качестве Дня работника лифтового хозяйства.

На сегодняшний день в жилом фонде российских городов насчитывается порядка 440 тысяч лифтов. Национальный лифтовой союз объединяет в своих рядах свыше 900 компаний и организаций, в которых трудятся более 70 тысяч человек. В последние годы в отечественном лифтовом хозяйстве наметились позитивные изменения. В 2018 году в эксплуатацию было введено свыше 45,6 тысячи лифтов, почти 70% из которых отечественного производства. Доля импорта постепенно снижается (в 2015 году она составляла 41%). При этом новые отечественные лифты соответствуют стандартам, гармонизированным со свежими европейскими и международными аналогами.

Начиная с 2017 года, среднегодовой объем замены лифтов в стоимостном выражении достиг 30 млрд рублей (в ноябре 2019 года эта сумма уже перевалила за 33 млрд рублей).

Серьезным импульсом для роста производства стали программы ускоренной замены лифтов, отработавших 25 лет. Только за I квартал 2019 года на эти цели удалось привлечь 10 млрд рублей внебюджетных средств, заменено почти 5 тысяч лифтов. В результате снижается число подъемников, подлежащих замене в связи с износом. К концу 2019 года этот показатель составил 93,5 тысячи, или 20% лифтового парка (ранее эта доля достигала 30%).

Вместе с тем, в отрасли есть еще целый ряд вопросов, которые предстоит решить. Оживленные дискуссии среди специалистов вызвал разрабатываемый в настоящее время План мероприятий по развитию лифтовой отрасли («дорожная карта»). Речь идет, прежде всего, о стратегических планах развития лифтового хозяйства. Так, в первоначальной версии документа предлагалось провести консолидацию отрасли, создав крупный вертикально интегрированный холдинг, который охватывал бы всю цепочку — от производства до монтажа и обслуживания лифтов на объектах. По расчетам, такой холдинг мог бы занять до 1/3 рынка и обеспечить повышение эффективности отечественного производства лифтов.

Однако идею эту приветствовали далеко не все. Так, президент Ассоциации «Российское лифтовое объединение», член президиума Общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов видит в этом угрозу монополизации рынка. По его мнению, нельзя концентрировать всю мощь отрасли на нескольких крупных предприятиях. «Мир движется по пути развития малого и среднего бизнеса, который позволяет пережить экономические потрясения, сохранив производственный потенциал, — отмечает Сергей Чернышов. — Лифты — сложные технические устройства, но не настолько сложные, как самолет или космический корабль, чтобы региональным производителям нельзя было доверить делать их».

Не все просто и в сфере надзора. Как известно, в настоящее время действуют Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, утвержденные постановлением правительства РФ № 743 от 24 июня 2017 года. «Таким образом, отрасли в ее текущем виде удается гарантировать безопасность пользователям вертикального транспорта», — считает президент НЛС Виктор Тишин.

Вместе с тем, в рамках реализации концепции «регуляторной гильотины» с 1 января 2021 года контрольно-надзорная деятельность в стране должна будет вестись по новым правилам. Все регулирующие документы, не попавшие в обновленные списки, автоматически утратят силу. Под действие «гильотины» уже попали такие документы, как, например, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности по подъемным сооружениям. Впрочем, речь об отмене постановления № 743 пока не идет. В Национальном лифтовом союзе надеются, что надзор за лифтами будет и в дальнейшем осуществляться профессионалами Ростехнадзора.

Сдвинулось с места и решение «проблемы 2020 года». Как известно, до 15 февраля 2020 года было необходимо привести в соответствие с требованиями Техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) все лифты, введенные в эксплуатацию до вступления документа в силу и отработавшие назначенный срок службы. В начале года Национальный лифтовой союз поставил в известность органы госвласти РФ, что «отправить на покой» такую массу устаревшей подъемной техники в такие сроки не удастся. Это обращение было услышано властями, и в сентябре минувшего года Совет Евразийской экономической комиссии издал распоряжение о переносе срока замены на 15 февраля 2025 года.

Справочно:

По данным Комитета по аналитике и статистике НЛС, по 20% лифтового рынка России занимают Карачаровский и Щербинский лифтовые заводы, 12% приходится на продукцию компании «ОТИС Лифт», 17% рынка удерживает ОАО «Могилевлифтмаш», а 29% остается всем остальным предприятиям.


НЛС просит разобраться

Что не так с ТО и ремонтом лифтов?

1. Отсутствуют федеральные сметные нормы на работы по техническому обслуживанию.

2. Не решена проблема дебиторской задолженности за ТО и ремонт. Остаются нерешенными вопросы, что делать специализированным организациям при возникновении дебиторской задолженности за три месяца и более? Не ясно, что делать в таких случаях? Отключать лифты? Приостанавливать действие договора? Не проводить техобслуживание?

3. В руководствах (инструкциях) по эксплуатации изготовителей лифтов отсутствуют сведения о сроках проведения плановых текущих и капитальных ремонтов. Так, например, срок службы лифта — 25 лет, а у его отдельных составных узлов и механизмов он может составлять 5, 10 или 15 лет. Однако нигде не сказано, что их необходимо заменить для того, чтобы лифт безопасно и исправно работал в течение всего назначенного срока службы.

4. Отсутствует надзорный орган, который следил бы за эксплуатацией лифтов. Не определен орган, который контролировал бы исполнение требований правил, утвержденных постановлением № 743.

5. В квитанции на оплату ЖКУ необходимо выделить отдельной строкой плату за техобслуживание лифтов, включая аварийно-техническое обслуживание. Сегодня УК нередко наживаются за счет лифтовых организаций: собирают с жильцов, к примеру, 9000 рублей в месяц за лифт, а лифтовикам в результате снижения цены на аукционах перечисляют всего 3000-3500 рублей.
Теги: