Чемпионат мира по футболу «выиграли» московские отели
Как и ожидалось, первая половина 2018 года на гостиничном рынке России прошла под знаком чемпионата мира по футболу. Объем ввода в стране в целом оказался рекордным, при этом львиная доля открытий состоялась именно в городах, где проходили матчи мундиаля. Однако с точки зрения операционных показателей, не все рынки оказались в итоге в выигрыше.
Согласно нашему исследованию, в январе-июне 2018 года в России были открыты брендированные объекты всего на 2,8 тыс. номеров. Для сравнения: за тот же период прошлого года рынок увеличился на 1,9 тыс. номеров, 2016-го — 1,7 тыс. номеров. Причина такого роста вполне очевидна, и неслучайно в городах, принимавших ЧМ-2018, появилось 2,3 тыс. номеров, или почти 90% из всего нового объема номерного фонда.
Лидером по открытиям стал столичный регион (Москва и Московская область), здесь фонд пополнился 1,1 тыс. брендированных номеров. Второе место занял Санкт-Петербург (539 номеров), третье — Самара (195 номеров) благодаря открытию одного отеля — Lotte.
Крупнейшими открытиями начала года стали «DoubleTree by Hilton Внуково» на 432 номера — первый брендированный отель в аэропорту Внуково, «Holiday Inn Express Садовая» на 244 номера в Санкт-Петербурге и уже упоминавшийся первый Lotte в Самаре.
Несмотря на более чем значительный объем открытий, до конца года заявлен еще больший объем. По заявлениям брендов, во II полугодии в России могут появиться почти 3,2 тыс. номеров. В случае реализации этих планов за год брендированный гостиничный рынок России увеличится на рекордные 6 тыс. номеров.
Стоит отметить и отдельные дебюты. Так, в Санкт-Петербурге открылся первый гибрид отеля и хостела от Meininger. Кроме того, в этом году мы ожидаем возвращения на российский рынок немецкого оператора Pentahotel, под управлением которого откроется гостиница в проекте The Book компании Capital Group на Новом Арбате.
Несмотря на значительное увеличение гостиничного предложения в Москве, столичный рынок продолжает демонстрировать положительную динамику операционных показателей. Загрузка по итогам I полугодия достигла рекордного уровня — 72% против 69% годом ранее. Наиболее загруженными были отели верхнего сегмента (аналог 4 «звезд»), где с января по июнь было продано 78% номеров. В июне — первом месяце чемпионата мира — загрузка столичных отелей в среднем приблизилась к 89%, с максимальным уровнем в верхнем пределе среднего сегмента (3+ «звезды») — 92%.
А вот Петербург «недополучил» гостей. Возможно, «нефутбольные» туристы предпочли избежать посещения города в период чемпионата мира, тогда как болельщицкого спроса оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать потери. В результате в первый месяц лета петербургские отели были загружены на 69% против 81% годом ранее и 88% в 2016 году. Лучшую заполняемость показали отели верхнего сегмента — 85%. В результате по итогам полугодия загрузка в Северной столице составила менее 55%.
А вот цены росли в обеих столицах. В Москве в июне ADR (средний тариф) увеличился почти в три раза и достиг невиданных 21 тыс. рублей в среднем по рынку (75 тыс. рублей — более 1 тыс. евро в люксе!). Петербург прибавил лишь 5% — до 14,6 тыс. рублей, здесь сработал эффект высокой базы: в предыдущие годы тариф был и без того высок за счет гостей ПМЭФ и белых ночей. В результате по итогам I полугодия Москве удалось увеличить средний тариф в 1,5 раза — до 11,2 тыс. рублей, Петербургу — на 16%, до 8,8 тыс. рублей.
Несмотря на различную динамику, оба города закрыли полугодие с плюсом в RevPAR (доходность на занятый номер): +52% в Москве и +10% в Петербурге.
Номер публикации: №33 от 24.08.2018