ПИР на весь мир

Как поддержать МСП в проектно-изыскательской сфере?

Рост малого и среднего бизнеса рассматривается руководством России как одно из важных направлений развития нашей страны. В последние два года государством был предпринят ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), включая создание специализированных институтов развития и разработку программ финансового стимулирования. В настоящей статье мы проанализируем положение малых и средних предприятий на рынке проектно-изыскательских работ (ПИР) и попробуем оценить, как меры государственной поддержки сказываются на доле закупок у субъектов МСП.

Общий годовой объем рынка ПИР оценивается нами на уровне 650-700 млрд рублей. Около 85% этого рынка формируется за счет госзаказа и закупок крупных компаний с государственным участием.

В ходе анализа нами было выявлено 54694 организации, работающие на рынке ПИР, 49350 из которых имеют допуск на проектирование. Более 97% из этих организаций относятся к субъектам МСП и лишь 3% представляют крупный бизнес.

Для определения числа компаний, относимых к МСП, за основу была принята утвержденная постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 градация, в которой к МСП относятся компании с годовой выручкой, не превышающей 2 млрд рублей. Напомним, что до этого для отнесения к субъектам МСП был установлен предельный размер выручки в 1 млрд рублей. По мнению правительства, увеличение в два раза предельного значения выручки должно было открыть доступ на рынок государственного заказа большему количеству новых компаний среднего размера.

Проанализировав открытые данные по госзаказу за 2015 год, можно подсчитать, какова реальная доля МСП в общем объеме выполняемых работ. Всего за год в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ было заключено около 50 тысяч контрактов на общую сумму 579 млрд рублей. Доля МСП среди поставщиков в среднем составила 97,5%, а доля крупного бизнеса — 2,5%. Отметим, что увеличение предельных значений выручки организаций для отнесения к субъектам МСП в проектно-изыскательской деятельности не привело к заметному увеличению доли участия МСП в госзакупках. По нашей оценке, количество поставщиков возросло на 1%, доля выполняемых ими контрактов увеличилась лишь на 3%, а объем работ — на 2%.

Несмотря на внушительную долю выполняемых субъектами МСП контрактов, в денежном выражении их позиции выглядят гораздо скромнее. Если брать контракты, заключенные по 44-ФЗ, то число контрактов с субъектами МСП составляет 90%, но в денежном выражении доля МСП — лишь 42%. Доля числа контрактов с субъектами МСП по 223-ФЗ составляет 87%, но объем выполненных ими работ — всего 52%. Значительную часть объемов госконтрактов по 44-ФЗ (58%) и по 223-ФЗ (46%) по-прежнему забирает крупный бизнес, который представлен на рынке ПИР 2,5% компаний.

Напомним, что по закону 223-ФЗ годовой объем закупок у субъектов МСП должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров. А в Стратегии развития МСП до 2030 года предусматривается увеличение этой доли с 18% до 25%. При этом общая стоимость договоров, заключенных с МСП по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема закупок заказчика. С 1 января 2018 года эта доля увеличивается до 15%. Согласно 44-ФЗ, обязательная доля участия малого и среднего бизнеса в госзакупках составляет 15% от общего годового объема закупок заказчика. Как видно из приведенных выше данных, в сегменте ПИР эти перспективные целевые показатели уже перевыполнены в два раза! Однако обольщаться не стоит, за позитивными цифрами скрываются проблемы.

Дело в том, что среди компаний из Единого реестра субъектов МСП есть предприятия, входящие в группы компаний или являющиеся дочерними предприятиями крупных компаний с выручкой более 2 млрд рублей. К примеру, 14 из 149 «дочек» ПАО «Газпром» и 20 из 85 дочерних предприятий ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» состоят в реестре МСП. Также МСП является множество компаний, которыми крупные госкорпорации владеют через свои дочерние предприятия.

Иными словами, часто компании, попадающие в реестр МСП, являются таковыми только формально. Маловероятно, что эти предприятия действительно нуждаются в поддержке со стороны государства. В связи с этим необходимо модернизировать критерии отнесения компаний к категории МСП и исключить из нее дочерние компании крупного бизнеса. В противном случае существует риск широкого использования практики создания зависимых МСП и дробления закупок для формального выполнения государственных требований.

Общепринятая практика объединения заказчиком работ по выполнению инженерных изысканий и проектированию в один лот, предусмотренная ГК РФ, фактически отсекает от участия в работе изыскательские организации и вынуждает их довольствоваться ролью субподрядных организаций. Это нарушает законодательство о конкуренции и контрактной системе, способствует развитию так называемых «коммерческих» СРО и в конечном итоге приводит к удорожанию контрактов.

Еще одной из причин недополучения субъектами МСП объемов работ являются субъективность в отборе победителей и ангажированность участников закупки с заказчиком. По статистике РАС К, 54% компаний участвуют в конкурсах всего один раз. Возможно, это свидетельствует о широком распространении практики создания компаний для участия в конкретной закупке. В пользу этого говорит и большой оборот допусков СРО на проектирование и изыскания — 6607 допусков только в I полугодии 2016 года.

По оценке ФАС, в закупках в строительстве до 40% критериев оценки являются субъективными, многое зависит от оценок привлеченных экспертов или членов конкурсной комиссии, которые могут иметь «свои интересы» при принятии решений. Одними из возможных системных мер решения проблемы являются введение института отраслевого рейтингования и включение в процедуру проведения конкурсов рейтинговых оценок, присваиваемых участникам конкурса. Отраслевой рейтинг должен стать элементом предквалификации в закупках. Но при этом необходимо законодательно прописать механизмы общественного контроля над деятельностью рейтинговых агентств и получения ими аккредитации у органов власти, чтобы оценки, выставляемые агентствами, были действительно независимыми и объективными, отражающими реальную картину.

В целом повышению прозрачности закупок на рынке ПИР и облегчению доступа к госзаказу для профессиональных изыскательских и проектных организаций, относящихся к МСП, будет способствовать следующий комплекс мер:

введение отдельного регулирования закупок в строительной сфере через принятие закона о строительном подряде или путем гармонизация Градостроительного кодекса с 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

разработка законодательных мер, направленных на разделение закупок на изыскания, проектирование и строительство, особенно при строительстве крупных инфраструктурных, а также особо опасных и технически сложных объектов;

внедрение системы независимой предквалификации участников государственных закупок через институт отраслевого рейтингования;

законодательное расширение понятия «конфликт интересов» в госзакупках на выгодоприобретателей поставщика, владеющих напрямую или косвенно голосующими акциями и долями, и на бенефициарных владельцев — тех, кто напрямую или косвенно может влиять на действия компании. Также необходимо внедрить практику проверки аффилированности участников закупки с другими поставщиками, компанией-заказчиком и ее дочерними структурами.

Данные меры, а также постановка правильных целевых ориентиров, сформулированных с привлечением профессионального сообщества, помогут решить задачу по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП до сопоставимых показателей со странами, где малый бизнес является опорой экономики.


Справочно:

Субъекты МСП составляют 97% всех организаций, работающих на рынке ПИР, однако в стоимостном выражении их доля гораздо скромнее и составляет около половины.


В 650-700 млрд рублей оценивается годовой объем российского рынка проектно-изыскательских работ

02.jpg