Смольный разорвал контракты с «Метростроем»
Власти Санкт-Петербурга заявили о разрыве контрактов на строительство трех линий метро с ОАО «Метрострой» на сумму свыше 90 млрд рублей. В срочном порядке к работам планируется привлечь новые подрядные организации. «Причиной расторжения контрактов стало грубое неисполнение со стороны генеральной подрядной организации условий государственных контрактов и некачественное планирование выполнения производственных программ», — заявили «Стройгазете» в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга. По мнению чиновников, компания виновата в срыве сроков строительства новых станций подземки и многократных задержках зарплат рабочим. В администрации Северной столицы признают, что принятое решение «было чрезвычайно сложным и болезненным», но считают, что «Метрострой» не сможет выполнить заключенные с государством контракты «даже при условии докапитализации».
Сроки вышли
В качестве примера проблем, возникших по вине «Метростроя», городские власти приводят срыв сроков сдачи в эксплуатацию участка Невско-Василеостровской линии метро. Станции «Новокрестовская» и «Беговая» строились к мундиалю, но были открыты на три с половиной месяца позже установленного срока. При этом число выявленных недоделок составило 1200, многие из них так и не устранены. До сих пор не введены в строй и станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Их также планировали открыть к чемпионату мира по футболу, но затем срок сдвинулся на конец 2018 года. По последним данным, открытие станций теперь должно состояться в мае этого года — ко дню рождения Санкт-Петербурга, но эти сроки сегодня тоже под вопросом. В Смольном утверждают, что у генерального подрядчика нет средств на достройку объектов, хотя ранее «Метрострой» получал необходимые авансы. Нет у него и рабочих — вместо 2,5 тысячи подземных строителей на строящихся станциях занято не более 300 человек. На предприятии задерживают выплату зарплаты, что привело к массовым забастовкам. В Смольном отмечают: в таких условиях ни один банк не возьмет на себя обязательство предоставить «Метрострою» дополнительные банковские гарантии и кредит.
Свято место пусто не бывает
«Правительство Санкт-Петербурга беспокоит текущая ситуация в отрасли метростроения в целом», — отмечает председатель КРТИ Сергей Харлашкин. По его словам, у города большие планы по развитию линий метрополитена, и они не должны становиться заложниками ситуации, сложившейся в «Метрострое». Теперь КРТИ намерен объявить тендер и привлечь к строительству метро другие подрядные организации. Чиновники отмечают, что по проведенному предварительному запросу такие компании на рынке есть и они готовы взяться за эту работу. Среди возможных претендентов называют «Мостотрест», «Стройтрансгаз», «Ойкумену» и «Трансинжстрой». Кроме того, ранее в Смольном заявляли о том, что рассматривают возможность пригласить в Северную столицу метростроителей Москвы. Вице-губернатор Николай Бондаренко в свою очередь уточнил, что конкурс на выбор подрядчика для трех линий метро город планирует объявить уже в феврале. А все вопросы с ОАО «Метрострой» будут решаться в суде. В настоящее время заказчик уже начал процедуру подготовки документов к новому тендеру.
Будем судиться
В пресс-службе «Метростроя» заявили, что действия городских властей по расторжению контрактов на строительство объектов метрополитена продиктованы некомпетентностью заказчика, который «сделал все для того, чтобы завести ситуацию в тупик». В частности, метростроители обвинили КРТИ в намеренном затягивании актов приемки и оплаты выполненных работ, а также в применении в одностороннем порядке понижающих коэффициентов практически по всем строкам смет действующих контрактов. «Заказчик в лице Дирекции транспортного строительства и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры не осознает всех последствий, к которым неизбежно приведет расторжение контрактов», — отмечают в «Метрострое». Представителей компании также предостерегают: даже однодневный простой уже существующих подземных выработок и сооружений без соответствующего содержания может привести к аварийной ситуации, а халатное отношение должностных лиц заказчика — к техногенной катастрофе. В ОАО «Метрострой» также заявили о том, что они оставляют за собой право оспорить решение КРТИ и ДТС в суде. Для решения спорных ситуаций они готовы привлекать независимых экспертов. Как начинающиеся судебные тяжбы скажутся на планах Смольного по строительству новых станций метро, покажет время.
90,6 млрд рублей составляет общая сумма контрактов, заключенных Санкт-Петербургом с «Метростроем»
Номер публикации: №3 от 25.01.2019