Как девелоперы взращивают атмосферу в жилых комплексах
Сегодня многие девелоперы не просто строят жилые комплексы, а взращивают и создают определенную атмосферу на их территории, пользуясь, в том числе, инструментами культуры. И если еще несколько лет назад для этого использовали универсальный термин «урбанизм» и «джентрификация», то сейчас в нашу жизнь входят другие понятия: культурное программирование, плейсмейкинг, брендинг городов и так далее. Это означает, что за простым благоустройством территории стоят гораздо более глубокие вещи. Ведь важно не только насытить пространство теми или иными элементами, гораздо важнее понимать – для чего и для кого они. Кроме того, помимо «облагораживания» необходимо работать с целевой аудиторией, то есть с людьми, которым нужно объяснять, почему дом или район имеет именно такой облик, что это им даст, почему это необходимо.
Юлия Ейбогина, руководитель Культурных центров компании RDI для «СГ-Онлайн»:
Несмотря на то, что уровень отношения к окружающей среде как к культуре бытия (жизни) значительно вырос, большинство компаний, в том числе и строительных, все еще ориентируются на маркетинг, пытаясь тем самым создать «добавленную стоимость» своего проекта и привлечь внимание потенциального покупателя. А изменение качества жизни, восприятия и воспитание вкуса остается как будто за рамками девелоперского проекта. Основная задача застройщика - продемонстрировать надежность и устойчивость компании, но, когда потребитель выбирает между уже надежными застройщиками, он все-таки должен понимать, что он покупает «квартиру на вырост» и не только с точки зрения благосостояния, он хочет купить себе и детям будущее. Сейчас многие девелоперы только начинают поиск добавочных, отличительных особенностей для своего продукта. Для многих стало очевидным, что работа с культурной составляющей намного многограннее и сложнее, чем маркетинговые мероприятия для покупателей.
При этом именно работа с жителями (дольщиками, потенциальными покупателями или уже живущими) может изменить не только их отношение к проекту, но и к своей жизни в целом. Для этого нам и нужна культура, будь это эргономичная лавочка или выставка картин под открытым небом.
Ярким примером является Уральская индустриальная биеннале, которая с момента появления подчеркивает промышленный характер региона, вписывая в него современное искусство. Екатеринбург– в прошлом столица советского индустриального региона, поэтому основной площадкой первой биеннале стало бывшее здание типографии «Уральский рабочий» в стиле конструктивизма. Серия спектаклей, созданных к биеннале, была показана в заброшенных помещениях типографии. Само пространство памятника конструктивизма диктовало форму и содержание для каждого проекта. Третья Уральская биеннале прошла на площадке 10-этажной нефункционирующей гостиницы «Исеть». Это здание – часть жилого комплекса НКВД, получившего в народе прозвище «Городок чекистов», один из наиболее значимых архитектурных комплексов Екатеринбурга, яркий образец конструктивистской архитектуры 1920-1930-х годов. Таким образом через современное искусство биеннале делает видимым и значимым индустриальное наследие региона, отношение к городу постепенно меняется. Екатеринбург уже не просто уральский промышленный город, а культурный центр региона.
Другой пример – знаменитая биеннале современного искусства Manifesta, которая меняет «прописку» и проходит в разных городах, причем это всегда не столицы государств. Так организаторы показывают, что богатая культурная жизнь есть не только в мегаполисах. В этом году выставка прошла во вполне благополучном Цюрихе, однако организатором удалось оригинально обыграть существующий ландшафт так, что он и стал главным произведением искусства.
Другой интересный проект на стыке архитектуры, искусства и, как ни странно, туризма и бизнеса - плавучий пирс Христо и Жанны-Клод на озере Изео в Италии. Христо и Жанна-Клод считаются мастерами ленд-арта, направления в искусстве, в котором произведение тесно взаимодействует с окружающим ландшафтом. Там построили инсталляцию из пластмассовых кубов, которая представляла собой тропинку: таким образом можно было буквально ходить по воде. Инсталляция была открыта 18 июня, после 3 июля ее разобрали. Но именно этот необычный проект привлек на острова небывалый поток туристов, чем обеспечил безбедное существование для местных бизнесменов и рестораторов.
И эта тенденция носит мировой характер. Достаточно, например, посмотреть на те мультимедийные инсталляции, которые установлены в шведском метро, в офисных кварталах Дюссельдорфа, на различные новые виды выставочных галерей, которые возводят на воде, в открытом пространстве, на мостах и даже в воздухе.
Поэтому нельзя недооценивать влияние искусства на нашу современную жизнь. Многие формы из выставочных залов переходят прямо в наше окружение. Это касается и цветовых, и дизайнерских решений, и, разумеется, архитектуры современных зданий, которая медленно, но верно приходит на смену советским «коробкам». По мере удовлетворения необходимых для выживания потребностей, все сильнее заметен так называемый «культурный голод», потребность украшать свою жизнь, привносить в свою ежедневную рутину все больше творчества. Но в то же время важно правильно использовать арт и не забывать рассказывать о его смысле.
Поэтому сегодня как никогда актуальна тема культурного просвещения и налаживания различных каналов, через которые можно было бы доносить смысл этого самого искусства. Культурное программирование действительно способствует формированию здоровой и качественной среды проживания, надо только научиться правильно его преподносить и интегрировать в пространство.