Идея введения в строительстве такой стадии проектирования, как обоснование инвестиций, обсуждается уже давно. Еще в 2016 году президент России по итогам заседания Госсовета по вопросам развития стройкомплекса дал поручение создать институт обоснования инвестиций в строительстве, его технологического и ценового аудита (№ПР-1138ГС). Однако прошло почти два года, прежде чем правительство РФ внесло в Госдуму соответствующие поправки в Градостроительный кодекс и федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Правительственный законопроект был принят в первом чтении 20 июня 2018 года, но затем долгое время оставался без движения. Теперь дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки, в июне депутаты планируют рассмотреть проект во втором чтении.
В преддверии этого события заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков провел совещание, в котором приняли участие представители Минстроя, Минэнерго, Минтранса, Минфина, Федерального дорожного агентства, правительства Москвы, ГК «Росатом», ФГКУ «Росгранстрой», Главгосэкспертизы России, ФАУ ФЦС, НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Все они единодушно поддержали планы введения обоснования инвестиций как важной части процесса подготовки проекта.
«Механизм обоснования позволит инвесторам, в том числе государству, быстрее принимать так называемое инвестиционное решение, решение о необходимости выделения финансирования на тот или иной проект, — отметил Дмитрий Волков. — Сейчас для этого надо разработать проектную документацию и получить положительное экспертное заключение. Застройщики сталкиваются с серьезными финансовыми и временными издержками, измеряемыми миллионами, а иногда десятками и сотнями миллионов рублей, и месяцами, если не годами.
И только потом принимается решение, быть проекту или нет. В итоге мы получаем изрядные «бросовые затраты» и незавершенное строительство».
Институт обоснования инвестиций позволит, по словам замминистра, на раннем этапе, еще до подготовки проектной документации, получить принципиальный ответ — целесообразно или нет. И, что важно, новый механизм даст возможность оценить и стоимостные показатели планируемого строительства. «Как результат, мы уменьшаем риск ошибок на самой ранней стадии подготовки инвестиционного проекта и ускоряем, существенно ускоряем стройку в целом», — сказал замглавы Минстроя.
При этом Дмитрий Волков подчеркнул, что применение института обоснования инвестиций — это право инвестора, а не обязанность, если только речь не идет о проектах с федеральным финансированием стоимостью свыше 3 млрд руб. Однако в любом случае нормативные сроки и стоимость разработки обоснования всегда кратно ниже сроков и затрат на создание и экспертизу полноценного проекта, а также на последующую его корректировку и повторное прохождение экспертизы, если в этом возникнет необходимость.
При подготовке обоснования будут приниматься во внимание и оцениваться выбранные застройщиком решения относительно места размещения объекта, сроков и этапов строительства, вариантов архитектурных, конструктивных, объемно-планировочных и технических решений. Разрабатывать материалы для обоснования инвестиций смогут проектные организации, имеющие допуск СРО. Документация будет проходить экспертную оценку в рамках технологического и ценового аудита с обязательным проведением общественного обсуждения. Фактически механизм обоснования инвестиций станет более публичным, чем действующие сегодня процедуры проведения технологического и ценового аудита.
Результатом обоснования инвестиций должна стать стоимость проекта, которая может быть рекомендована для заключения контрактов на проектирование, строительство и последующие этапы жизненного цикла сооружения, а также задание на проектирование, которое в дальнейшем будет проходить экспертную оценку. Это поможет сделать задание максимально полным и избежать ошибок при последующем проектировании.
Номер публикации: №18/21 29.05.2020