
В I квартале в столице не было введено ни одного крупного объекта торговой недвижимости
Начало 2019 года не было удачным, если говорить о вводе новых объектов торговой недвижимости. В Москве не было введено в строй ни одного нового проекта. Ожидавшееся открытие ТРЦ «Саларис» было перенесено на апрель 2019 года и войдет уже в статистику II квартала. На этом фоне сохранялась тенденция к сокращению доли свободных площадей. В I квартале вакантность в торговых центрах Москвы достигла 7%, что на 1 п.п. ниже, чем за аналогичный период 2018 года. Однако ставки аренды на помещения в ТЦ не претерпели сильных изменений и остались в январе-марте на прежнем уровне.
Евгения ХАКБЕРДИЕВА директор департамента торговой недвижимости Knight Frank

Чем будем торговать?
Совокупный размер предложения на рынке столицы составил в I квартале 12,4 млн кв. м (GLA — 6,37 млн кв. м). Прогноз по новому вводу на 2019 год — 356 тыс. кв. м. Самыми знаковыми проектами станут ТРЦ парка «Остров Мечты» (GLA — 70 тыс. кв. м) и МФК «Саларис» (GLA — 70,2 тыс. кв. м) (проект уже запущен). Всего до конца года планируется к вводу в эксплуатацию семь объектов. Три из них находятся в составе транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Это «Рассказовка» (GLA — 18,6 тыс. кв. м), «Саларьево» (GLA — 70 тыс. кв. м) и «Рязанская» (GLA — 10,9 тыс. кв. м).
В сравнении с IV кварталом 2018 года вакансия в торговых центрах Москвы не претерпела сильных изменений и составила в январе-марте 7%. Если говорить о крупных ТЦ столицы, то доля вакантных площадей там ниже — 3%. Однако в торговых центрах, эксплуатируемых более двух лет, показатель вакансии достигает 5,7%.
Надо отметить, что посещаемость ТЦ в последние годы снижается, причем данная тенденция характерна как для столицы, так и для регионов. Рост отмечается исключительно в аутлет- и дисконт-центрах. Подобную ситуацию можно считать результатом влияния экономического положения в стране, низких потребительских возможностей на фоне роста тарифов и налоговой нагрузки, переориентации на посещение «магазинов у дома». Также сказываются и более глобальные изменения: проникновение интернета, популяризация разумного потребления, переход к «шопингу впечатлений» и переключение интересов аудитории на здоровый образ жизни. Под влиянием вышеперечисленных факторов торговые центры вынуждены проводить реконцепцию, увеличивая развлекательную и спортивную составляющие.
Если сравнить объекты, введенные в эксплуатацию до и после 2014 года, то можно заметить, что доля операторов развлечений в более новых проектах увеличилась с 8% до 15%, а доля спортивной составляющей — с 1% до 4%.
Стоит отметить и увеличение числа узкоспециализированных концепций — например, единоборства, йога и пилатес, танцевальные студии, сайклинг и кросс-фит. Тренд на «получение впечатлений» затронул и фудкорты. Увеличивается количество кухонь, концепций, создаются гастропространства — доля предприятий общественного питания в ТРЦ увеличилась в среднем с 4% до 7%.
Наши и не наши
Международные торговые операторы по-прежнему демонстрируют слабую заинтересованность в России — всего за квартал на рынок вышло пять новых брендов, это на два меньше, чем в I квартале 2018 года, и в три раза меньше, чем в I квартале 2017 года. Из-за «минорных» тенденций в потребительском поведении, усиления конкуренции и роста издержек многие ритейлеры оптимизируют свои сети — закрывают отдельные точки или переводят их на новые места. Некоторые вынуждены полностью закрываться.
Рынок России с учетом санкций, ограниченным предложением качественных торговых площадей и нестабильностью экономики выглядит слишком рискованным для иностранных ритейлеров.
В связи с этим в торговых галереях более заметную долю начинают занимать не только сетевые марки fashion-сегмента, но и магазины одежды российских дизайнеров. Торговые центры следуют за этой тенденцией и организуют специальные площадки для продвижения и продажи товаров модельеров — UnderLine в ТРЦ «Мега Теплый Стан», TrendIsland в ТРЦ «Авиапарк», ярмарка «Матрешка» в ТЦ «Охотный ряд», планируется развитие в качестве арендатора формата fashion-универмага концепта Tsvetnoy Central Market.
С точки зрения арендуемых площадей ситуация неоднозначная — есть профили операторов, сокращающих площади. Продуктовые гипермаркеты из-за изменений покупательского поведения разрабатывают новый формат городского гипермаркета. Non-food операторы, такие как IKEA, Leroy Merlin, Decathlon арендуют значительно меньшие площади в сравнении с традиционными размерами для того чтобы иметь возможность проводить более гибкую политику экспансии. «Эльдорадо» и «М.Видео» пробуют реализовать концепцию расширенного шоу-рума. Зато операторы развлечений, напротив, наращивают объемы.
Некуда будет складывать
По данным компании CBRE, в I квартале 2019 года было введено в эксплуатацию 200 тыс. кв. м складских площадей — в 3 раза меньше, чем в предыдущем квартале. При этом только 40% площадей было законтрактовано до выхода на рынок. Как отмечают в компании, ввиду усиления дефицита свободных площадей сохраняется стабильный спрос на спекулятивные проекты со стороны арендаторов. Это стимулирует девелоперов вернуться к спекулятивному строительству.
По итогам I квартала общий объем свободных площадей был зафиксирован на отметке 551 тыс. кв. м, что на 133 тыс. кв. м меньше, чем в прошлом квартале. Доля свободных площадей сократилась на 1,2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2018 г. и составила 4,5% от общего предложения.
Из-за сокращения объема свободных площадей средневзвешенная арендная ставка выросла на 3% по сравнению с прошлым кварталом и составила 3700 руб/кв. м/год. По нашим прогнозам, на субрынках c минимальной вакансией к концу года ставки аренды могут достигнуть уровня в 3,9-4 тыс. руб. за кв. м в год.
Справочно:
Сегодня ритейлер не может быть представлен только в онлайне. Даже такой гигант интернет-торговли, как Amazon, имеет оффлайн-форматы, и его стратегия по наращиванию аудитории базируется в том числе на оффлайн-каналах. С одной стороны, это связано с тем, что многим потенциальным покупателям хочется ближе познакомиться с предложением, изучить его физические свойства (прикоснуться, примерить и т. п.). С другой стороны, темпы проникновения интернета и прироста числа покупателей в онлайне с 2016 года стабилизировались, поэтому для привлечения трафика и/или увеличения конверсии использование оффлайн-канала вполне оправдано.
В марте в ТРЦ «Атриум» состоялось открытие единственного на данный момент оффлайн-магазина крупного онлайн-ритейлера Lamoda. В то же время компания Adidas открыла обновленный флагманский магазин на Красной Пресне, предоставляющий возможности для e-commerce. Точка способна аккумулировать заказы 50 московских магазинов с целью перемещения товара между ними в течение 90 минут.
Номер публикации: №17 от 06.05.2019