За платные мосты и дороги в северных регионах рассчитается бизнес
В Москве прошло заседание думского Комитета по транспорту и строительству. Депутаты обсудили проект поправок к федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки, предложенные правительством РФ, разрешают строительство в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (мостов) без обеспечения альтернативного бесплатного проезда. Напомним, что действующий закон № 257-ФЗ требует обеспечить возможность альтернативного бесплатного проезда в том случае, если автомобильная дорога или ее участок используется на платной основе. Однако, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, эти ограничения делают невозможным использование механизмов государственно-частного партнерства для строительства автодорог в отдаленных и труднодоступных местностях. Поэтому, по словам первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова, и возникла идея дать северным регионам право строить платные дороги и мосты без бесплатной альтернативы. При этом законопроектом предусмотрено освобождение от платы легковых автомобилей. Таким образом, получается, что за строительство дорог и мостов на Крайнем Севере, в конечном счете, будет рассчитываться бизнес.
Течет река Пур…
Одним из поводов к принятию поправок можно считать ситуацию с мостом через реку Пур в Ямало-Ненецком автономном округе. Река отделяет микрорайон Коротчаево города Новый Уренгой от поселка Уренгой. Автотранспортное сообщение между населенными пунктами осуществляется через наплавной мост, находящийся в частной собственности. Причем для легковых автомобилей проезд является бесплатным, а взимается плата только с грузовиков. Однако в период ледохода и ледостава движение по этому мосту прерывается. По действующему закону построить здесь платный капитальный мост нельзя. Но если проезд по мосту сделать бесплатным, найти инвестора для его строительства будет очень непросто, так как вернуть вложенные средства весьма проблематично.
Избранный в 2018 году губернатором ЯНАО Дмитрий Артюхов в своей предвыборной программе пообещал предпринять усилия для реализации проекта строительства моста через Пур по схеме концессии. В декабре минувшего года правительство ЯНАО подписало концессионное соглашение о строительстве моста через ООО «Региональная инфраструктурная компания» из Нового Уренгоя. Подрядчиком проекта выступило тюменское АО «Мостострой-11». В том же месяце неподалеку от понтонной переправы началось строительство балочного моста длиной 1023 метра на 11 опорах, по двум полосам которого автомобили смогут ехать с максимальной скоростью 100 километров в час. Как говорится в сообщении пресс-службы правительства ЯНАО, «возможна экономически эффективная реализация проекта на условиях концессионного соглашения с привлечением частных инвестиций и полного их возврата за счет платы за проезд, взимаемой с грузовой и специальной техники, при установлении тарифов на уровне не выше тарифов действующих понтонных переправ». Однако, чтобы такая схема стала законной, необходимо внести изменения в действующие документы, и губернатор округа обратился в федеральный Минтранс с соответствующим ходатайством. В ведомстве прислушались к просьбе региона и поправки разработали.
Проект строительства платного моста через Пур вполне может оказаться экономически успешным. Ведь переправа через реку обеспечит доступ к промышленным объектам и месторождениям в восточной части Ямала. Более 70% транспортного потока, следующего через мост, составляют автомобили, перевозящие грузы для нефтегазового комплекса и строительных компаний. Они фактически и оплатят строительство моста.
Цена билета
Депутаты в целом поддержали идею, но у них возникли вопросы, связанные с определением величины платы за проезд по «безальтернативным» дорогам и мостам. Кто будет определять тарифную политику? В Минтрансе считают, что заниматься этим должен регион. Иннокентий Алафинов заметил, что субъект Федерации заинтересован в том, чтобы устанавливать экономически обоснованные тарифы. Ведь если регион установит заниженный тариф, который не позволяет «отбивать» вложения частного инвестора, то возникнут проблемы с реализацией проектов.
С такой постановкой вопроса не согласился первый заместитель председателя профильного комитета Виталий Ефимов. По его мнению, если нет альтернативы, значит это «обязаловка», и по российским законам должна быть разработана и методика ценообразования. Другой участник дискуссии — депутат Александр Старовойтов высказался на этот счет еще категоричнее. Он считает, что методику определения тарифов необходимо отработать до того, как принимать такой законопроект. А пока методики нет, депутат воздержится от голосования. И хотя большинством голосов участники заседания проголосовали за рассмотрение законопроекта в первом чтении, председатель комитета Евгений Москвичев предупредил представителя Минтранса, что методика формирования цены должна быть разработана к рассмотрению законопроекта в последующем чтении. По мнению депутатов, нужны законодательные гарантии того, что стоимость проезда грузовых автомобилей по платным мостам и дорогам не возрастет значительно.
Справочно:
Статья 37. Обеспечение альтернативного бесплатного проезда транспортных средств (из закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»):
1. Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.
Номер публикации: №3 от 25.01.2019