В 2022 году в мире произошли события, которые отрицательно повлияли на все отрасли экономики РФ. Не обошли они и рынок FM-услуг. Но кризисы несут не только негативный характер, они также выявляют слабые места компаний, заставляют искать точки роста. О перспективах и возможностях для развития, которые появились у управляющих компаний после введения новых санкций «Стройгазете» рассказал генеральный директор и совладелец УК Zeppelin Андрей Кротков.
Диверсификация и расширение портфелей
В связи с геополитическими переменами некоторые заказчики сокращают свою деятельность или уходят с рынка РФ. По традиции владельцы недвижимости стараются компенсировать ухудшающиеся финансовые показатели в первую очередь за счет эксплуатации и FM-сервисов. Чтобы независимо от ситуации оставаться на плаву, УК должна диверсифицировать портфель своих контрактов как по типу обслуживаемой недвижимости, так и по набору предоставляемых услуг.
С одной стороны, это размывает специализацию и профиль компании, так как объекты разного уровня и предназначения имеют специфику, но с другой — команда расширяет экспертизу в разных направлениях, а комплексная услуга получается более сбалансированной и оптимизирует накладные расходы. Поэтому сегодня расширение портфелей — один из ключевых моментов стратегического планирования для УК.
Но для определения направления развития компании необходимо правильно понять, в каких отраслях или типах объектов недвижимости в перспективе будет стабильность или даже рост. Стоит обратить внимание на обозначенные правительством приоритеты в развитии. Так можно отметить, что существенная поддержка оказывается компаниям из различных производственных сфер, делается ставка на технологический суверенитет. Значит инвестиции в промышленной отрасли и связанные с ними компании будут стабильно расти, а площади используемой ими недвижимости будут увеличиваться. А значит объекты, находящиеся в управлении таких компаний, имеют шансы быть эксплуатируемыми в долгосрочной перспективе.
Новые услуги и маркетплейс
Из-за желания и необходимости арендаторов и собственников недвижимости сократить расходы, у УК получили развитие новые, более экономные услуги, например, выездное обслуживание, обслуживание по запросу (maintenance on-demand). За последние несколько лет схема «по запросу» стала трендом, получив особенную популярность у миллениалов. Суть услуги УК «обслуживание по запросу» в том, что заказчик оплачивает только ресурс, определенный конкретными нормо-часами. Для этого он создает заявку на конкретную дату и, в зависимости от обозначенной потребности, к нему приедет профильный специалист или сервисная служба, которая выполнит определенный объем работ (например, техническое обслуживание (ТО) десяти приточных установок с заменой фильтров). Далее, после предоставления заказчику детального фото- и видеоотчета оформляется договор-счет без правок (почти оферта). После такого ТО в помещении оставляются наклейки с QR-кодами, по которым можно будет вызвать аварийную службу или вновь обратиться за обслуживанием через какой-то период, а информация о проведенных работах минуя человеческий фактор сразу попадает в электронный паспорт здания. Таким образом, на объекте в постоянном штате можно будет держать меньше людей, что сократит расходы заказчика.
С высокой вероятностью в ближайшее время можно ожидать появления специализированного FM-маркетплейса, где УК будут предлагать открытое ценообразование на услуги. Например, такой маркетплейс может быть организован на основе реестра АКФО с привлечением туда так же и поставщиков ТМЦ, ЗиП для инженерного оборудования, поломоечной техники, расходных материалов, профхимии, а также специализированных подрядчиков и др.
Выход в регионы
Так как выходить на зарубежные рынки стало сложнее, то многие компании обратили внимание на развитие бизнеса в регионах РФ. Сегодня на региональных FM-рынках присутствуют в основном местные небольшие игроки, у которых качество и регламентированность бизнес-процессов, подход и уровень квалификации персонала гораздо ниже столичных. Во многих регионах годами в конкурсах участвуют одни и те же компании просто потому, что других нет. Поэтому сейчас удачное время для развития франшизы. Даже базовый уровень процессов, качественно описанный и реализованный на специализированной ИТ-платформе, позволит УК занять свою нишу в регионе. А ИТ-продукт, когда на него «подсядут» и заказчик, и подрядчик, не позволит франчайзи просто так выйти из франшизы.