Источник беспокойства

Антон Кардашов/ АГН "Москва"
Граждане недовольны качеством содержания и управления жилыми домами

Преобразования в сфере жилищно- коммунального хозяйства идут уже несколько лет, и на некоторых направлениях достигнуты явные позитивные сдвиги. Рынок в значительной степени очищен от недобросовестных управляющих компаний, в регионах заработала система капремонта МКД и т.д. Тем не менее проблемы остаются, и, как показывают различные опросы, ни одна из сторон в треугольнике «поставщики ресурсов и услуг — управляющие организации — потребители ЖКУ» пока не чувствует себя в полной мере комфортно. Это видно и из мониторинга проблем ЖКХ, который регулярно проводят специалисты НП «ЖКУ Контроль» по результатам обращений россиян на горячие линии регцентров и в приемную Национального центра организации. 

Всего за III квартал этого года зафиксировано 6533 звонков и обращений. Cреди них с большим отрывом лидировали жалобы жителей на неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт жилых домов. Таких обращений набралось 1203, или 18,4% от общего числа (против 14,68% во II квартале). Прирост составил 4 п.п., и, как утверждает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, с каждым кварталом жалоб такого рода становится все больше. Если же добавить к этому жалобы, связанные с управлением МКД (11,7%) и проведением общих собраний (3,6%), то становится очевидно, что тема содержания и управления домами является сегодня наиболее острой. По мнению Разворотневой, данная тенденция свидетельствует о том, что, несмотря на непрерывные попытки федеральных органов власти внести точечные изменения в законодательство, ситуация с точки зрения граждан не улучшается.

В III квартале возросло также количество жалоб, связанных с проведением капитального ремонта (10,3% против 8,45% во II квартале). Впрочем, по мнению экспертов, этого следовало ожидать, на осень обычно приходится пик работ. Большинство жалоб связано с недостаточным качеством капремонта.

В «топе» остаются и вопросы начисления платы за коммунальные услуги. «Собственники жилья пока не понимают, как формируются тарифы, — отмечает эксперт рабочей группы ОНФ Арсений Беленький. — Показания приборов по электричеству и воде они еще могут проверить самостоятельно, но тарифы на другие коммунальные ресурсы рассчитать намного сложнее, что вызывает постоянное недовольство и споры».

К числу позитивных тенденций можно отнести заметное снижение количества жалоб по вопросам обращения с ТКО (5,6% против 11,1% во II квартале) и по вопросам благоустройства (7,3% против 9,06%). «Мусорная» тема оставалась одной из самых горячих в течение первых месяцев 2019 года в связи с началом реформы системы обращения с ТКО. Некоторое снижение ее остроты означает, что в целом напряженность в этом вопросе понемногу снижается.

То же самое можно сказать и про благоустройство придомовых территорий. Споры и конфликты по выбору проектов и определению очередности остались в прошлом, в выбранных дворах проходят плановые работы, которые во многих случаях пока не завершились. Однако это не означает, что в будущем проблем здесь не возникнет. Со временем у населения могут возникнуть обоснованные вопросы по состоянию уже отремонтированных дворов. Ведь многие территории даже не поставлены на кадастровый учет, и ответственных за их содержание фактически нет.

Цитата в тему:

Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков:

Screenshot_1.png
 

«Сегодня в стране никто не занимается экономикой многоквартирного дома, а государство забирает в налоги 50% со средств, которые собственник платит на содержание общего имущества МКД. Существующие фонды капитального ремонта, аккумулирующие средства жильцов, не справляются с задачами, поставленными перед ними: осуществляется выборочный ремонт, а комплексный ремонт не проводится. В результате из-за неправильного содержания и эксплуатации происходит старение жилого фонда»


Теги: