Формула комфорта

Фото: Михаил Колобаев/пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы

Пять тенденций развития девелопмента будущего

Евгений САНДЛЕР, коммерческий директор ГК INGRAD:

2588_2.png

Вскоре девелоперам жилой недвижимости неизбежно придется столкнуться с новой реальностью. Изначально российский девелопмент сводился к реализации объектов строительства — жилых комплексов — вне зависимости от локации, близости социальной или развлекательной инфраструктуры, архитектуры и других составляющих. Более того, где бы девелопер не реализовывал объект, у него была уверенность в том, что проект будет пользоваться спросом. Сегодня спрос на жилую недвижимость обусловлен множеством факторов как внутренней, так и внешней среды. Потребности клиента на рынке недвижимости значительно изменились в сторону комплексных инфраструктурных решений. Безусловно, цена и локация играют определяющую роль, но все большее внимание уделяется именно инфраструктуре жилых массивов.

Помимо общеэкономических показателей платежеспособности населения, уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями, наличия разных вариантов предложения, целевой аудитории, которые формируют спрос на жилую недвижимость, стали значимыми еще и другие факторы.

Сегодня люди даже при выборе собственного жилья все чаще стремятся упростить себе жизнь. Такие покупатели останавливаются на полностью оснащенном варианте квартиры с готовым интерьером: мебелью, гарнитурами, электроприборами, постельными принадлежностями. Исходя из этого, одной из тенденций развития рынка недвижимости может стать концепция «turn and live» (можно перевести как «открой и живи» или «поверни и живи»). Покупатели не хотят тратить время и деньги на ремонт, предпочитая приобретать жилплощадь с уже заложенной ценой отделки. А продажу квартир «под ключ» могут себе позволить только крупные, финансово независимые компании-застройщики.

Если говорить о рынке жилой недвижимости Москвы и Московской области, то нужно учитывать и тот факт, что сегодня он переполнен предложениями. При этом спрос продолжает снижаться. Следующая тенденция — диверсификация в рамках одного дома: нижние этажи — эконом-класс, средние — комфорт, верхние — бизнес-класс.

Третьей тенденцией развития рынка жилья в Москве и Подмосковье можно обозначить качество работы с клиентами. Потенциальные покупатели становятся все более требовательными не только к качеству продукта, но и к отношению к ним застройщика.

Четвертая тенденция — обязательства застройщиков, относящиеся к развлекательной инфраструктуре. Городские власти понимают, что некоторым районам застройки не хватает полной инфраструктуры. Поэтому обременения застройщиков будут учитывать не только развитие социальной инфраструктуры, но и предоставление округу, в котором ведется строительство, элементов развлекательной инфраструктуры.

Также одной из новых тенденций девелопмента будущего станет особый подход к архитектуре. В борьбе за платежеспособного клиента застройщики должны учитывать и тот факт, что современные жители Москвы и Подмосковья предпочитают эстетически привлекательные проекты однотипным «коробкам». Выбор стиля при разработке концепций новых ЖК будет в пользу классики, которая всегда в моде. Но создать красивый проект уже недостаточно, важно будет гармонично вписать его в архитектурную концепцию города.

Не стоит забывать и о том, что жители современного мегаполиса стремятся покупать квартиры в экологически чистых районах. Практически все строящиеся сегодня жилые комплексы столицы и Московской области возводятся вблизи зеленых массивов, природных заповедников. Эта тенденция должна сохраниться и в будущем.

На мой взгляд, будущее — за девелоперами, которые смогут выйти на этот высокий уровень и решать не только инфраструктурные задачи, но и предложить покупателям свою формулу комфорта.