Исключение строительства из так называемого аукционного списка, переход к формату конкурса и смещение баланса при выборе подрядчика от критерия «цена» к критериям «качество» и «квалификация» — верные шаги, направленные на совершенствование системы закупок в строительстве. Об этом говорили многие участники недавнего заседания экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству.
Как отметил председатель Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Михаил Викторов, раньше, когда строительство входило в обязательный аукционный список и цена в ходе аукциона падала на 20-30%, о качестве не могло быть и речи. В то же время, по мнению специалиста, новые механизмы нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в том числе за счет включения в них саморегулируемых организаций.
Эту точку зрения поддержал исполнительный директор Национального объединения строителей Виктор Прядеин. «Нужно рассмотреть возможность введения рейтинговой оценки для членов СРО — участников закупки, — заявил он. — Этот рейтинг может вести саморегулируемая организация, так как у нее есть достаточный объем информации о своих компаниях». По мнению Виктора Прядеина, это повысит качество участников тендеров. НОСТРОЙ уже подготовил ряд предложений по оцифровке данных и по обмену ими, речь идет, в частности, о реестре специалистов, рейтинге строительных компаний и др. Кроме этого, исполнительный директор НОСТРОЙ считает, что нужно внедрять принцип «регионализации закупок», то есть отдавать приоритет региональным подрядчикам, для начала по контрактам на сумму до 60 млн рублей.
«Это позволит минимизировать недобросовестную конкуренцию от крупных компаний, которые, выиграв тендер, потом ищут субподрядчиков среди регионалов», — заявил Прядеин. Среди других мер по совершенствованию процедуры закупок в строительстве представитель НОСТРОЙ назвал необходимость исключить обеспечение исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключенным с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн рублей. Кроме того, Виктор Прядеин предложил включить в постановление правительства № 99 требование о соответствии имеющегося у участника опыта объекту закупки. А чтобы сделать сведения о наличии такого опыта доступными, надо размещать их в открытом доступе. Для этого целесообразно выкладывать документы, подтверждающие опыт участника размещения заказа, в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности или расширить функционал ЕГРЗ.
В перечне документов, которые подтверждают соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, копию исполненного контракта предлагается заменить на копию акта приемки объекта капитального строительства. Кроме того, для нацобъединений СРО и для СРО, членами которых являются исполнители по договорам, необходимо сделать доступными сведения из закрытой части ЕИС в сфере закупок. По мнению Виктора Прядеина, следует также автоматизировать процессы размещения заказчиками сведений о заключении строительных контрактов и об их частичном и полном исполнении.
Выступивший по итогам дискуссии заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков отметил, что Минстрой будет действовать в направлении снижения требований по тендерным процедурам. «Подготовка и участие в тендерах — это огромная и документальная, и финансовая нагрузка, — констатировал замминистра. — В условиях отсутствия конкурентного регионального рынка эти процедуры являются дополнительной нагрузкой, от которой в отрасли нужно уходить. Также считаю правильным предложение о создании реестра членов СРО — участников торгов».
Справочно:
Документы, направленные на совершенствование контрактной системы, — федеральный закон № 449-ФЗ от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановление Правительства РФ № 921 от 25 июня 2020 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2016 года № 890-р».
Номер публикации: №30 31.07.2020