Добавленное время

Рынок гостиничной недвижимости продолжает показывать неплохие результаты и после чемпионата мира по футболу

Минувший год оказался для рын­ка гостиничной недвижимости знаковым. Благодаря чемпио­нату мира по футболу был за­фиксирован рекордный объем ввода номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге — около 4 тыс. номе­ров класса 3-5 звезд. Туристический поток в столицах вырос до 32 млн чело­век, а объем загрузки составил 76%. Рост спроса на отели позволил гости­ничным операторам поднять тарифы на 24%. После таких показателей неми­нуемо должен был последовать спад. Что же произошло на самом деле?

Дарья КАНЕВА заместитель директора департамента управления активами Becar Asset Management

Screenshot_1.png

Как и прогнозировали эксперты, в начале 2019 года влияние на гостинич­ный рынок такого крупного мероприя­тия, как чемпионат мира по футболу, стало ослабевать. Туристический (рек­реационный) спрос на отели в среднем снизился на 20-30%. Но несмотря на это, интерес международных гостинич­ных операторов к увеличению числа отелей в крупнейших городах России сохраняется. За I квартал в Москве от­крылись три отеля на 788 номеров. По­жалуй, наиболее ожидаемым открыти­ем за отчетный период стал отель Crowne Plaza Moscow Tretyakovskaya (4*, 159 номеров). Планируется, что до конца года в городе начнут работать отели Crowne Plaza Парк Хуамин (5*, 340 номеров), Mercure Москва Неглин­ная (4*, 100 номеров); Hampton by Hilton на Рогожском валу (3*, 152 номе­ра); Ramada Hotel & Suites Moscow Greenwood Park (4-5*, 376 номеров) и ряд других.

На фоне роста предложения гости­ничных номеров в результате выхода новых отелей под международными брендами тарифы гостиниц 3* и 5* сни­зились на 6,9 и 2,4% соответственно.

В Санкт-Петербурге объемы ввода скромнее. В I квартале состоялось от­крытие всего двух мини-отелей 3* на 41 номер. Правда, в течение года гости­ничные девелоперы обещают навер­стать упущенное. Так, к концу 2019 года на Лиговском проспекте запланирован запуск отеля Mercure категории 4* (го­стиничный оператор Accor), а уже во II квартале Station Hotels откроет четы­рехзвездочный отель Station Premier V18. По нашим прогнозам, прирост рынка Петербурга в 2019 году может составить 1000 номеров.

Если смотреть на перспективу, то в 2020-2021 годах в Москве и Санкт-Пе­тербурге будет введено еще около 2500 номеров в качественных гостиницах.

Тот факт, что гостиничный рынок не просел после завершения чемпио­ната мира по футболу, объясняется рядом причин. Одной из них стало упрощение визовых процедур для ино­странцев путем внедрения системы электронных виз. По мнению прави­тельства РФ, это позволит увеличить турпоток в Москву и Санкт-Петербург на 10-20% в год.

Росту качественного предложения на рынке должен будет способствовать закон о запрете размещения хостелов в помещениях жилого назначения. Число хостелов и мини-гостиниц в России ве­лико, и теоретически хостелы способны компенсировать нехватку номерного фонда категории 3*, являющейся самой востребованной среди российских и иностранных туристов. Однако пока это предложение нельзя отнести к каче­ственному. Крупных и средних игроков в этом сегменте можно пересчитать по пальцам. Упомянутый закон призван в том числе сделать рынок более про­зрачным и понятным, что будет способ­ствовать привлечению инвесторов и международных сетей.

Еще одним фактором станет обяза­тельная классификация всех средств размещения свыше 50 номеров. С 2019 года самостоятельно сдать апартамен­ты на краткосрочной основе через Booking или Airbnb уже не получится. Эта мера повысит спрос на апарт-отели или кондо-отели, находящиеся под про­фессиональным управлением.

В ближайшие несколько лет основ­ной спрос будет приходиться на отели 3* в новых современных форматах, под­держивающих общий тренд на умень­шение площади номера в пользу увели­чения общественных зон. Уменьшение площади номера приводит к сокраще­нию затрат на его содержание, а увели­чение общественных зон, в свою оче­редь, повышает интерес к отелю поко­ления миллениалов, на которое на се­годняшний день приходится около 50% путешественников.

В успех кондо-форматов в России на­чинают верить и международные опе­раторы, они предоставляют свои бренд.. К примеру, в Санкт-Петербурге до 2020 года компания Becar запустит первый корпус крупного гостиничного комплекса, который будет работать под брендом Ramada Encore by Wyndham. В этом же году в Москве начнет функцио­нировать еще один проект группы — кондо-отель на Таганской под управле­нием международного оператора. Бренд играет существенную роль в судьбе кондо-отеля, так как привлече­ние к управлению оператора автомати­чески увеличивает загрузку, что отра­жается и на доходах инвесторов, вло­жившихся в проект. По оценкам анали­тиков Becar, доля гостиничных проек­тов в кондо-формате в ближайшие не­сколько лет будет расти очень активно, а в Москве особенно, учитывая дефи­цит предложения и ужесточение зако­нодательства в части апартаментов, ко­торые можно использовать как инве­стиционные.


Справочно:

За I квартал 2019 года рубль укрепился к доллару на 7,8%, а к евро — на 8,7%. Это создало благоприятные условия для выездного туризма, но сдерживало въездной иностранный турпоток. В связи с этим отельерам пришлось прибегнуть к скидкам на проживание, в результате стоимость размещения снизилась примерно на 10% по сравнению с I кварталом 2018 года.