Рынок гостиничной недвижимости продолжает показывать неплохие результаты и после чемпионата мира по футболу
Минувший год оказался для рынка гостиничной недвижимости знаковым. Благодаря чемпионату мира по футболу был зафиксирован рекордный объем ввода номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге — около 4 тыс. номеров класса 3-5 звезд. Туристический поток в столицах вырос до 32 млн человек, а объем загрузки составил 76%. Рост спроса на отели позволил гостиничным операторам поднять тарифы на 24%. После таких показателей неминуемо должен был последовать спад. Что же произошло на самом деле?
Дарья КАНЕВА заместитель директора департамента управления активами Becar Asset Management
Как и прогнозировали эксперты, в начале 2019 года влияние на гостиничный рынок такого крупного мероприятия, как чемпионат мира по футболу, стало ослабевать. Туристический (рекреационный) спрос на отели в среднем снизился на 20-30%. Но несмотря на это, интерес международных гостиничных операторов к увеличению числа отелей в крупнейших городах России сохраняется. За I квартал в Москве открылись три отеля на 788 номеров. Пожалуй, наиболее ожидаемым открытием за отчетный период стал отель Crowne Plaza Moscow Tretyakovskaya (4*, 159 номеров). Планируется, что до конца года в городе начнут работать отели Crowne Plaza Парк Хуамин (5*, 340 номеров), Mercure Москва Неглинная (4*, 100 номеров); Hampton by Hilton на Рогожском валу (3*, 152 номера); Ramada Hotel & Suites Moscow Greenwood Park (4-5*, 376 номеров) и ряд других.
На фоне роста предложения гостиничных номеров в результате выхода новых отелей под международными брендами тарифы гостиниц 3* и 5* снизились на 6,9 и 2,4% соответственно.
В Санкт-Петербурге объемы ввода скромнее. В I квартале состоялось открытие всего двух мини-отелей 3* на 41 номер. Правда, в течение года гостиничные девелоперы обещают наверстать упущенное. Так, к концу 2019 года на Лиговском проспекте запланирован запуск отеля Mercure категории 4* (гостиничный оператор Accor), а уже во II квартале Station Hotels откроет четырехзвездочный отель Station Premier V18. По нашим прогнозам, прирост рынка Петербурга в 2019 году может составить 1000 номеров.
Если смотреть на перспективу, то в 2020-2021 годах в Москве и Санкт-Петербурге будет введено еще около 2500 номеров в качественных гостиницах.
Тот факт, что гостиничный рынок не просел после завершения чемпионата мира по футболу, объясняется рядом причин. Одной из них стало упрощение визовых процедур для иностранцев путем внедрения системы электронных виз. По мнению правительства РФ, это позволит увеличить турпоток в Москву и Санкт-Петербург на 10-20% в год.
Росту качественного предложения на рынке должен будет способствовать закон о запрете размещения хостелов в помещениях жилого назначения. Число хостелов и мини-гостиниц в России велико, и теоретически хостелы способны компенсировать нехватку номерного фонда категории 3*, являющейся самой востребованной среди российских и иностранных туристов. Однако пока это предложение нельзя отнести к качественному. Крупных и средних игроков в этом сегменте можно пересчитать по пальцам. Упомянутый закон призван в том числе сделать рынок более прозрачным и понятным, что будет способствовать привлечению инвесторов и международных сетей.
Еще одним фактором станет обязательная классификация всех средств размещения свыше 50 номеров. С 2019 года самостоятельно сдать апартаменты на краткосрочной основе через Booking или Airbnb уже не получится. Эта мера повысит спрос на апарт-отели или кондо-отели, находящиеся под профессиональным управлением.
В ближайшие несколько лет основной спрос будет приходиться на отели 3* в новых современных форматах, поддерживающих общий тренд на уменьшение площади номера в пользу увеличения общественных зон. Уменьшение площади номера приводит к сокращению затрат на его содержание, а увеличение общественных зон, в свою очередь, повышает интерес к отелю поколения миллениалов, на которое на сегодняшний день приходится около 50% путешественников.
В успех кондо-форматов в России начинают верить и международные операторы, они предоставляют свои бренд.. К примеру, в Санкт-Петербурге до 2020 года компания Becar запустит первый корпус крупного гостиничного комплекса, который будет работать под брендом Ramada Encore by Wyndham. В этом же году в Москве начнет функционировать еще один проект группы — кондо-отель на Таганской под управлением международного оператора. Бренд играет существенную роль в судьбе кондо-отеля, так как привлечение к управлению оператора автоматически увеличивает загрузку, что отражается и на доходах инвесторов, вложившихся в проект. По оценкам аналитиков Becar, доля гостиничных проектов в кондо-формате в ближайшие несколько лет будет расти очень активно, а в Москве особенно, учитывая дефицит предложения и ужесточение законодательства в части апартаментов, которые можно использовать как инвестиционные.
Справочно:
За I квартал 2019 года рубль укрепился к доллару на 7,8%, а к евро — на 8,7%. Это создало благоприятные условия для выездного туризма, но сдерживало въездной иностранный турпоток. В связи с этим отельерам пришлось прибегнуть к скидкам на проживание, в результате стоимость размещения снизилась примерно на 10% по сравнению с I кварталом 2018 года.
Номер публикации: №18 от 13.05.2019