Что аудитор прописал

Налоговый аудит помогает оптимизировать систему налогообложения и предупредить возможные санкции

Светлана ГОЛОВАЧЕВА, генеральный директор ООО АКГ «БАЗИС» (Москва):

410 Колонка_Головачева.jpg

При проведении аудита обязательно проводится проверка расчетов с бюджетом. Однако налоговая составляющая общего аудита не охватывает всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому дать квалифицированную и полную оценку налоговых рисков возможно только после проведения полноценного налогового аудита.

Основная цель налогового аудита — оптимизировать систему налогообложения и систему внутреннего контроля на предприятии, а также выявить «узкие» места для того, чтобы оценить налоговые риски и постараться свести их к минимуму. Часто налоговый аудит проводят в преддверии налоговой проверки. Это позволяет заранее проработать все спорные моменты, в случае необходимости собрать необходимые документы и подготовиться к вопросам проверяющих. Таким образом, налоговый аудит позволяет предупредить возможные штрафные санкции.

Проведение налогового аудита целесообразно и при смене руководства или главного бухгалтера — с целью проверить, насколько правильно исчислена сумма налогов за предыдущие периоды. В случае, если аудит проводится при смене собственника, новый владелец бизнеса по результатам проверки получает полную картину по уплаченным суммам налога и существующим рискам налоговых претензий за предыдущие периоды.

Для холдинговых структур налоговый аудит может быть полезен для оптимизации денежных потоков и налоговых платежей. Это особенно актуально, если в группу компаний входят организации, применяющие как общую, так и упрощенную систему налогообложения.

Выходя на проверку, аудитор запрашивает те же документы, что и при обычном аудите: первичные документы, подтверждающие хозяйственные операции, счета-фактуры, налоговые регистры и расчеты, налоговые декларации. Однако существуют и характерные особенности при проверке каждого налога. Так, при аудите налога на прибыль аудитор особое внимание уделяет проверке того, все ли расходы подтверждены первичными документами и экономически обоснованы. Кроме того, проверяется порядок признания доходов и расходов от обычных видов деятельности, внереализационных доходов и расходов, правильность расчета амортизации по основным средствам и нематериальным активам, порядок учета убытков прошлых лет и др.

При аудите НДС проверяется порядок определения налоговой базы, правомерность налоговых вычетов, порядок возмещения и уплаты налога. Особое внимание уделяется порядку ведения раздельного учета НДС в случае, если организация осуществляет деятельность как облагаемую, так и не облагаемую НДС. Наиболее актуален этот вопрос для организаций-застройщиков. Поскольку Налоговым кодексом РФ четко не определен порядок ведения раздельного учета, организация устанавливает его самостоятельно, закрепив в учетной политике. В ходе работы аудитор проверяет соответствие применяемой методики действующему законодательству и фактическому порядку ведения учета.

При аудите налога на имущество особое внимание уделяется корректности использования кадастровой стоимости для расчета налога по недвижимому имуществу, а также порядку включения в налоговую базу стоимости движимого имущества, приобретенного после 1 января 2013 года.

По результатам налогового аудита составляется отчет, который содержит экспертное мнение о степени достоверности бухгалтерских и налоговых отчетов, о возможных налоговых рисках и об организации налогового учета в целом. Также аудиторы анализируют общую налоговую нагрузку организации и в случае необходимости дают рекомендации по ее оптимизации. Все рекомендации в обязательном порядке должны быть подкреплены нормами действующего законодательства, позицией контролирующих органов и сложившейся арбитражной практикой. Таким образом, проведение налогового аудита позволяет предприятию проанализировать налоговые риски, эффективность налогового планирования и управления налоговыми платежами.