Оптимизация административных процессов может существенно снизить нагрузку на девелоперов
За последние годы в России проделана большая работа по сокращению административных барьеров в строительстве. Тем не менее проблемы остались. В первую очередь, это касается получения технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями. О том, какой еще оптимизации бизнесу ждать от властей, читайте в авторской колонке эксперта «СГ» Даниила Селедчика.
Эти процедуры по-прежнему остаются длительными и затратными. Зачастую ресурсоснабжающие организации, пользуясь своим монопольным положением, устанавливают для застройщика необоснованные обременения. По нашему мнению, необходимо установить единый регламент взаимодействия застройщиков и ресурсоснабжающих организаций при реализации проектов жилищного строительства, а выдачу технических условий подключения осуществлять в режиме «одного окна». Работа в этом направлении уже ведется. Так, с 20 мая этого года в Москве одновременно с получением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) можно будет получить технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (постановление от 29.03.2016 г. № 137-пп). Также к ГПЗУ прилагается ситуационный план с отображением расположенных в границах земельного участка подземных инженерных коммуникаций. Это значительно облегчит деятельность застройщиков, и этот опыт необходимо широко распространять и в других регионах.
Длительные сроки прохождения процедур подключения к сетям инженерно-технического обеспечения связаны, в том числе, с проблемами формирования земельных участков и оформления прав на земельные участки для строительства инженерных сетей. Эти процедуры также необходимо значительно упростить.В этой связи надо ускорить принятие разработанного Минэкономразвития России законопроекта, предусматривающего размещение линейных объектов на условиях публичных сервитутов. Принятие такого законопроекта позволит уйти от длительной процедуры изъятия земельных участков и значительно сократит сроки оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов.
Также необходимо разработать исчерпывающий перечень административных процедур не только в сфере жилищного строительства, но и при строительстве иных объектов. В настоящее время Минстрой России разработал проекты исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства и объектов водоснабжения и водоотведения. При работе над указанными перечнями необходимо иметь в виду, что отдельные административные процедуры в этой сфере установлены еще в середине 90-х годов. При этом в отношении них не определены сроки проведения, порядок прохождения, основания для отказа в проведении процедур и т. д. В связи с этим такие процедуры должны быть существенно изменены или исключены.
Кроме того, требует совершенствования процедура определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Деятельность комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданных при Росреестре в каждом регионе страны, носит в настоящее время закрытый и уведомительный характер. Процедура принятия решения является длительной. Необходимо внести изменения в действующее законодательство в части упрощения процедуры определения и оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, установления принципов открытости, гласности и состязательности в деятельности этих комиссий. Надеемся, что внесенный недавно в Госдуму законопроект «О государственной кадастровой оценке» исключит имеющиеся проблемы.