Банкиры спускаются в метро

Банкиры спускаются в метро

Shutterstock
Смольный планирует строить подземку вместе с группой ВТБ

Администрация Петербурга создает совместное предприятие с банком ВТБ для возведения объектов транспортной инфраструктуры. По сути дела, новая компания должна будет заменить ОАО «Метрострой» в качестве генерального подрядчика на строительстве петербургского метро.

Не секрет, что с метро в Петербурге складывается непростая ситуация. Несколько десятилетий фактическим монополистом в этой сфере было ОАО «Метрострой», однако сегодня компания переживает не лучшие времена. В Смольном не раз критиковали «Метрострой» за срыв сроков строительства и многочисленные недоделки.

Один из самых известных примеров — станции метро «Беговая» и «Новокрестовская», которые должны были стать важными элементами инфраструктуры в дни чемпионата мира по футболу. Однако сдачу объектов, которая изначально планировалась на 2017 год, постоянно откладывали. Открыть «Беговую» и «Новокрестовскую» удалось лишь в конце мая 2018 года — прямо накануне чемпионата мира. Позже на станциях обнаружилось много дефектов. В первые же месяцы на «Беговой» начали протекать стены, отвалилась плитка, ломались траволаторы. Минувшей зимой генеральный директор «Метростроя» Николай Александров, который сменил на посту своего отца Вадима Александрова, был арестован по уголовному делу о растрате и смещен со своего поста. А весной началось судебное дело о банкротстве «Метростроя».

Сейчас в отношении компании введена процедура наблюдения. Сумма включенных в реестр требований к «Метрострою» составляет 5,6 млрд рублей, но общая сумма долгов предприятия может оказаться в несколько раз больше. Смольный оказался в довольно сложном положении. «Банкротить «Метрострой» и нужно, и нельзя, потому что нельзя останавливать стройку, — заявил губернатор Петербурга Александр Беглов. — Но мы нашли решение, вместе с ВТБ создаем акционерное общество».

В октябре этого года входящая в банковскую группу компания «ВТБ Девелопмент» учредила дочернее предприятие АО «Метрострой Северной столицы». Возглавил новую структуру Александр Романов, ранее руководивший компаниями «Магистраль Северной столицы» и «Магистраль двух столиц». Последняя строила на основе ГЧП и продолжает эксплуатировать два участка платной федеральной трассы М-11. В самом банке пояснили, что АО «Метрострой Северной столицы» создано с целью участия в проектах по развитию инфраструктуры Петербурга. Смольный хотел бы войти в капитал новой компании и получить там контрольный пакет (60-75% акций), чтобы иметь возможность контролировать все вопросы, связанные со строительством метро. «Вероятно, генеральный директор тоже будет от города, но этот вопрос еще обсуждается», — прокомментировал источник в городском правительстве.

Известно, что переговоры между ВТБ и администрацией Северной столицы шли около полугода. Сейчас стороны взяли тайм-аут на 7-8 месяцев, чтобы утрясти все детали. Необходимо, в частности, договориться с кредиторами ОАО «Метрострой», и тут город также рассчитывает на помощь ВТБ. Предстоит провести инвентаризацию имущества, трудоустроить работников в новую организацию, оформить необходимые лицензии и так далее. По данным аналитиков, новая структура заработает не раньше сентября 2021 года. После оформления юридических отношений и разработки долгосрочной программы будет представлен план развития метрополитена города на ближайшие годы.

Справочно:

Губернатор Петербурга Александр Беглов предложил увеличить расходы бюджета на строительство подземки на 10 млрд рублей в 2021 году и на 15 млрд рублей — в 2022-м.


Теги: