Чиновники объяснили повышение штрафов для неплательщиков ЖКУ
Грядущие выборы в Госдуму, намеченные на 18 сентября 2016 года, диктуют определенные правила игры - как для власти, так и для ее оппонентов. «Выборные» месяцы обещают быть жаркими по целому ряду экономических и политических причин. Однако, есть тема, которая всегда является удобной мишенью для критиков властей. Речь, конечно же, о жилищно-коммунальном хозяйстве, с которым так или иначе связан любой россиянин. Сектор ЖКХ, вобрал в себя целую палитру злободневных вопросов, начиная от стоимости «коммуналки» до капремонта, расселения аварийного жилья и повышения штрафов для неплательщиков ЖКУ.
Особый случай
ЖКХ - тот редкий случай, когда позиции «противоборствующих» сторон, по сути, совпадают: с наличием проблемы никто не спорит, расходятся только взгляды на ее решение. При этом, гарантии при том или ином подходе тоже никто дать не может, увы. Впрочем, в такой патовой ситуации, в выигрыше все же остаются критики властей, которые всегда могут сказать: «Позвольте, но ведь раньше-то такого не было!». И они во многом правы. Но, стоит ли сравнивать, две разные эпохи? В свое время президент Владимир Путин называл ЖКХ «черной дырой», в которой бесследно исчезают триллионы рублей. Но, момент формирования воронки, безвозвратно затягивающей деньги, упущен давно, а реальность такова, что сейчас нужно искать гигантские средства для исправления ситуации. По оценке, экспертов, в развитие ЖКХ нужно ежегодно вкладывать около 500 млрд рублей.
Вопрос, где искать средства - в государственной казне, в карманах граждан или кошельке бизнеса? Есть мнение, что можно (нужно) попробовать как-то одновременно использовать все эти источники финансирования, чтобы никому не было обидно. Такую идею, по сути, декларирует государство. По крайнем мере, подобное ощущение складывается после мероприятий с участием Андрея Чибиса, курирующего сектор ЖКХ в Минстрое России.
До сентября тема ЖКХ будет особенна популярна в СМИ, соцсетях и на предвыборных дебатах. Отдуваться придется всем чиновникам от ЖКХ. Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ и по совместительству главный жилищный инспектор страны, в последнее время тем самым рупором реформы ЖКХ, который углубляется в тему. Видимо, именно ему предстоит долгие месяцы держать основную оборону «коммуналки».
Непозволительная роскошь
Одной из главных тем первой «большой коммунальной» пресс-конференции представителей Минстроя, в текущем году, которая состоялась 14 января, стали штрафы для граждан-неплательщиков коммунальных услуг. Надо сказать, в ходе беседы с прессой эта тема может считаться более или менее выигрышной для любого чиновника от ЖКХ, в отличие, скажем, от капитального ремонта и состояния основных фондов сектора, будь то технологические или производственные фонды.
Как рассказал журналистам Андрей Чибис, долги граждан по состоянию на третий квартал 2015 года составили 250 млрд рублей или почти четверть общей задолженности в сфере ЖКХ (958 млрд рублей вместе с долгами управляющих компаний, ресурсоснабжающих и бюджетных организаций). А 958 млрд рублей это, по данным Минстроя, четверть всего оборота сектора.
«При годовом обороте отрасли ЖКХ в 4 трлн рублей иметь долги, составляющие четверть этого оборота, непозволительная роскошь. Усиление ответственности в виде ужесточения штрафных санкций - экономически просчитанная, которая призвана защитить интересы ответственных пользователей жилищно-коммунальными услугами», - сказал журналистам Андрей Чибис. По его словам, этот шаг вынужденный и должен стимулировать стимулировать должников платить за ЖКУ своевременно. «При этом. подчеркну еще раз, мы ужесточили ответственность не в отношении граждан, как многие пытаются это трактовать, а в отношении всей цепочки участников рынка жилищно-коммунальных услуг», - заявил замминистра.
Богатые тоже не платят
В пользу государства говорит и «портрет» типичного неплательщика, который «нарисован» социологами. Как отметил замглавы федерального ведомства, по статистике, самыми злостными должниками по ЖКУ среди населения являются люди со средним доходом, доходом выше среднего, а также владельцы второй квартиры, которую они чаще всего сдают в аренду. «Особенно грустно, что среди них много обладателей второй недвижимости в новостройках. Нередко такие собственники накапливают задолженность по 300-400 тысяч рублей. Но дом должен обслуживаться, и не понятно, почему за таких должников должны платить соседи», - посетовал Андрей Чибис.
По информации чиновника, «экономические санкции» в сфере ЖКХ коснутся именно «не бедствующей» категории. «А на самых ответственных потребителях – людях небогатых, в том числе пенсионерах, введенные ужесточения в виде повышенных пеней не отразится никак», - подчеркнул Андрей Чибис и тут же напомнил о схеме начисления тех самых пеней, которые начнут действовать в 2016 году (законодательно это решение уже оформлено, но не утверждены сами правила начисления).
«За первые 2 месяца просрочки управляющие компании, водоканалы и теплоснабжающие организации должны будут заплатить штрафы по ставке 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, с 3-го месяца - 1/170, а с 4 уже 1/130 ставки рефинансирования, что составляет 30% годовых. Это лишает возможности УК кредитоваться за счет своего контрагента, а также делает невыгодным сам факт накопления задолженности», - напомнил замминистра.
По его мнению, для граждан условия погашения долгов за «коммуналку» гораздо лояльнее. «Если раньше ответственность за неуплату наступала уже с 1 дня просрочки, то теперь у граждан- потребители услуг ЖКХ есть месяц на покрытие долга без пени за неуплату. Со второго месяца применяется штраф в размере 1/300 ставки ЦБ. С 91 дня, когда начинает действовать повышенная ставка – 1/130 от ставки рефинансирования, что схоже с потребительским кредитом под 30% годовых», - предупредил Андрей Чибис.
О господдержке
«Мы понимаем, что сегодня непростое время. И люди, которые оказались в сложной экономической ситуации, должны, прежде всего, пойти и договориться об условиях ликвидации долга за оплату услуг ЖКХ со своей управляющей компанией. Это хорошо работающий механизм, который поддерживается государством», - отметил Андрей Чибис.
Замглавы Минстроя также подчеркнул, что в России действует масштабная система социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которой ежегодно пользуются более 30 млн человек.
«Помимо субсидий, предоставляемых государством отдельным категориям населения, действующее законодательство позволяет выплачивать задолженность за жилищно-коммунальные услуги в рассрочку. Для этого необходимо обратиться с заявлением в свою управляющую компанию, доказательств экономических трудностей при этом не требуется», - рассказал чиновник.
«Мы не сомневаемся, что введение ужесточения ответственности в комплексе с другими мероприятиями, проводимыми Минстроем в этом направлении, поможет к концу 2016 года существенно снизить проблему долгов в ЖКХ», - обнадежил представителей прессы Андрей Чибис.
За чей этот платеж?
Представители СМИ, в свою очередь, попросили чиновника прокомментировать инициативу руководителя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольги Баталиной, которая ранее предложила ввести мораторий на рост тарифов ЖКХ, равно как и других расходов, пошлин и платежей, которыми обременены россияне в силу законодательства.
«Это не первая просьба о моратории со стороны депутатов во время предвыборной кампании. Мы всегда спрашиваем - кто тогда будет платить?», - ответил замминистра. По его мнению, мораторий невозможен, а индексация тарифов в сфере ЖКХ необходима, как минимум, из-за инфляционных процессов.
Ориентир на бизнес
Впрочем, в сложившихся для отрасли ситуации, даже решение проблемы миллиардной задолженности и контроль за роста тарифов не является залогом выхода ЖКХ из глобального кризиса. Отрасли нужны мощные финансовые вливания. Но у государства лишних денег нет. Стало быть, власти должны создавать условия для привлечения бизнеса в этот сектор, что собственно и делается. Можно спорить об инструментарии и предрекать еще большие трудности, но обвинить власти в бездействии никак не получается.
В этом связи стоит напомнить, что в конце прошлого года Минстрой России объявил о завершении основных законодательных перемен в сфере ЖКХ. Как сообщал глава Минстроя Мень, работа ведомства в 2016 году будет направлена на шлифовку законодательной базы и точечную донастройку системы. «Вектор, который мы задавали в течение двух лет работы, на сегодняшний день определен. С нового года мы займемся шлифовкой законодательной базы», - подчеркнул он.
И вектор этот направлен вполне конкретно, а именно на привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ. «Иного варианта нет и не нужно его искать. Это общемировая практика», - подчеркнул министр, добавив, что министерством разработан и реализован ряд мер, направленных на привлечение бизнеса в отрасль.
«Все эти механизмы фактически запущены в реальную жизнь. В частности, мы переходим на долгосрочное тарифное регулирование с 2016 года. Ведь, если бизнесмен не знает, что будет с тарифом в перспективе, он не пойдет на траты. Кроме того, мы заложили в тарифы по водоотведению и водоснабжению 5% предпринимательской прибыли и сделаем то же в теплоснабжении. Создали типовые концессионные соглашения, где предусмотрено участие муниципалитетов. На сегодняшний день подписано и реализуется 535 концессионных соглашений и еще более 900 концессионных конкурсов объявлено. Только за 2015 год в отрасль пришло около 130 миллиардов рублей частных инвестиций. Наша задача выйти на нужные 500 миллиардов в год. Считаю, мы на верном пути», - говорил он.
По его мнению, интерес к сфере ЖКХ в больших городах у бизнеса уже есть, в том числе у крупных игроков. «Мы видим это на примере, проводимых конкурсов по водоканалам», - сказал Михаил Мень. При этом он признал, что ситуация в малых городах - сложнее: «Активной заинтересованности там пока нет, но мы уже нашли возможность оказать, пусть и небольшую, помощь, бизнесу в малых городах. Надеюсь, что скоро бизнес окончательно придет в эту сферу и изменит ее», - подчеркнул глава Минстроя.
Глава Минстроя также отмечал, что все инициативы государства в ЖКХ будут находиться под пристальным вниманием профессионального сообщества, общественных организаций, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. C этим тезисом поспорить невозможно, особенно в «выборный» год.
Для справки
По данным Росстата, жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в 2015 году на 10,1%. При этом цена жилищных услуг подскочила на 12,1%, в то время как коммунальных - на 9,1%.
Оплата жилья в домах государственного и муниципального жилфондов выросла на 12,1%, содержание и ремонт жилья (включая взнос на капремонт) для граждан-собственников жилья в результате приватизации подорожали на 13,4%, услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ (вместе с капремонтом) - на 14,2%.
Холодное водоснабжение за год подорожало на 10,4%, водоотведение - на 10,6%, горячее водоснабжение - на 9,6%, отопление - на 9,5%, газоснабжение - на 7,2%, электроснабжение - на 8,4%. Уровень инфляции в 2015 году составил 12,9%.
Согласно распоряжению правительства России, в 2016 году средний рост стоимости коммунальных услуг по стране не должен превышать 4%. Предполагается, что отдельные платежи могут вырасти существенно, но обязательно должны быть скомпенсированы сдерживанием роста цены других услуг.
Согласно документу, которым утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы с 1 июля 2016 года, лидером по росту цен на коммунальные услуги (газ, свет, вода) в 2016 году станет Москва (+7,5%), а легче всего придется жителям Северной Осетии - 3%. Стоит отметить, что под в данном случае речь идет об основных платежах (газ, свет, вода, текущий ремонт и др.). Размер взноса за капитальный ремонт недавно появившийся в платежках устанавливается каждым регионом отдельно.
Михаил Мень, комментируя ранее данное распоряжение, отмечал, что установленный правительством 4-х процентный порог может быть преодолен только по решению местных парламентов в случае появления в регионе новой услуги или значительного привлечения бюджетных средств в модернизацию систем ЖКХ, например, газификация населенного пункта либо строительство станции обезжелезивания воды. Хочется, верить, что повышение тарифов в регионах действительно будет экономически обоснованно, как и штрафы для неплательщиков.