Выход за рамки

Как российским архитекторам завоевать международный рынок

Сегодня многие российские архитектурные бюро показывают по-европейски высокое качество проектных услуг и все активнее интегрируются в систему мирового рынка. Конечно, найти признание за рубежом российскому архитектору непросто, конкуренция в сфере проектных услуг в Европе очень высока. И, тем не менее, российские проектировщики успешно борются за место под солнцем и находят иностранных заказчи­ков. Как правило, отечественные архитектурные бюро имеют свои сильные стороны. Кто-то сконцентрирован на проектировании жилых комплексов, другие делают акцент на коммерческую недвижимость. На мой взгляд, на западном рынке перспектив больше у вторых. Коммерческие здания, хоть и требуют глубокого погружения в специфику градостроительной политики того или иного города, но все равно оставляют больше свободы для реализации своих идей. Рынок коммерческой недвижимости в России совер­шил гигантский рывок: то, что на Западе происходило в течение 100 лет, мы прошли всего за 20. Это дало архитекторам возможность вырасти и выйти на международный уровень не только по качеству работы, но и по креативным решениям.

Мария НИКОЛАЕВА, глава бюро MAD Architects:

Screenshot_1.png

Нельзя не отметить и еще одно конкурентное преимущество российских бюро — это цена и скорость. На западном рынке архитекторы не готовы «удешевлять» свои решения, постоянно переделывать проект и подстраиваться под заказчика. И чем более «звездный» архитектор работает над проектом, тем меньше возможностей для маневра у заказчика. В России ситуация иная: тут архитектор должен очень плотно взаимодействовать с заказчиком, чтобы добиться поставленных целей и уложиться при этом в бюджет. О сроках и речи не идет — скорость исполнения может стать главным фактором в пользу российского бюро.

Конкурсы — еще один шанс для отечественных бюро. На этот счет, правда, существуют различные точки зрения: тратить время и ресурсы на конкурсы или сосредоточиться на текущих задачах и заказах. На мой взгляд, подходить к решению этого вопроса надо разумно. Конечно, конкурсы отнимают у бюро немало сил, не всегда являются оплачиваемыми, а шансы на победу могут быть невелики, если в числе участников мировые звезды. Однако, если у бюро есть опыт, соответствующий конкурсному направлению, то пробовать однозначно стоит. Так, например, наше бюро спроектировало многофункциональный комплекс в центре Вильнюса (Литва). Проект был достаточно крупным — 18 тыс. кв. м, с организацией подземных и наземных уровней, жильем, торговой галереей и офисными площадями. Но у нас за годы работы накопился необходимый опыт по каждому из этих направлений, поэтому нам было нетрудно про­работать концепцию и выйти с ней на голосование. Главной сложностью было органично вписать объект в уже сложившуюся застройку в историческом центре города, не нарушив при этом общую архитектурную ткань района, но и с этой задачей мы справились.

Российским бюро пока трудно заниматься проектами, в которых успех определяют экспертиза и практический опыт, к примеру, проектами редевелопмента, о которых много говорят в последнее время. Умением работать с такой базой обладают от силы 5-10 бюро на всю страну, за плечами которых не один реализованный проект и умение работать со всеми сложностями, которые возникают в процессе. И все-таки сегодня уже можно сказать, что зарубежный рынок стал более открытым для российских архитекторов. Нашим специалистам удается преодолевать политические предрассудки и показывать хороший уровень подачи проектов. Думаю, что с каждым годом российских проектов на мировой арене будет становиться все больше. В свою очередь, доступ к информации, возможность вживую изучать лучшие мировые образцы и общаться с коллегами из разных стран дают толчок к развитию отечественного рынка.






Теги: