Восстать из «Руины»

Реставрация одного из выставочных пространств Музея архитектуры обещает стать событием международного масштаба.

В конце 2016 года после реставрации откроется для посетителей одно из выставочных пространств Музея архитектуры (МУАР) — флигель «Руина». По мнения директора музея Ирины Коробьиной, это событие всероссийского, может быть, даже международного масштаба.

Проект реновации, предложенный архитектурным бюро «Рождественка» под руководством Наринэ Тютчевой, выполнен в соответствии с Венецианской хартией, которая предлагает не бороться со следами времени, как это принято в отечественной практике, а сохранять их как документ времени. «Вместо воссоздания не представляющих художественной ценности интерьеров и штукатурных фасадов XIX века мы предлагаем выявить временные наслоения внутри и снаружи здания, сделав их предметом экспонирования, — говорят авторы проекта. — Важно не потерять историческую многослойность стен, выявить наиболее красивые элементы внутри и снаружи здания, подчеркнуть историческую ценность на контрасте с современными решениями выставочных пространств».

С этой идеей полностью солидарна директор МУАРа Ирина Коробьина. По ее словам, примеров такого подхода к реставрации в мире немного. Самый яркий — реконструкция «Нового музея» (Neues Museum) в Берлине, проект которой был сделан британским архитектором Дэвидом Чипперфильдом.

Как рассказала Ирина Коробьина, вопрос «Как реконструировать музей?» стал предметом национальной дискуссии. В результате победила концепция сохранения всех следов времени. «Экспертное сообщество очень поддерживает этот проект, он два раза успешно проходил общественные слушания, — рассказывает директор музея. — Это очень важно для формулирования подходов к сохранению памятников вообще. Объект обещает стать демонстрацией грамотного подхода к реставрации. И в будущем, я не исключаю, просто будут приводить студентов, чтобы показывать, как это делается».

На первом этаже под сводами разместится новое выставочное пространство. «Мы планировали там сделать постоянную экспозицию нашей скульптуры, — рассказывает Ирина Коробьина. — Сейчас мы понимаем, что скульптура будет частью интерьера этого пространства, и мы не хотим его перегружать скульптурой,а хотим использовать для выставок и современных экспозиций. Это очень красивое пространство, и там уже виден диалог старой скульптуры, старой архитектуры и современной архитектуры. Я думаю, что это будет очень сильный музейный ход».

Конечно, сохранение здания как «документа времени» вовсе не означает, что там не будут использоваться современные технические достижения. Выставочный зал оснастят климат-контролем и широкими мультимедийными возможностями, расширится лекторий — он займет два зала на разных этажах.

Реновация проходит на средства федерального бюджета. По контракту все работы должны быть завершены до конца года.