6 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения известного архитектора Александра Рочегова
У Александра Григорьевича Рочегова было много наград и почетных званий: народный архитектор СССР, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Совмина СССР, премии Правительства РФ, академик РАХ, академик Академии архитектуры Франции, почетный член МААМ… И все эти звания Александр Рочегов заслужил многолетним творчеством и трудом.
Александр Рочегов участвовал в работе над многими проектами, которые сегодня принято называть знаковыми. В 1950 году вместе с Леонидом Поляковым он выиграл конкурс на проектирование зданий и сооружений Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла (1950-1952). Этот грандиозный комплекс сохранил и сегодня свое художественное значение благодаря ясности композиции, единству архитектурного стиля, красоте сооружений.
В соавторстве с архитектором А. Резниченко Рочегов спроектировал и построил «Дом проектных институтов» на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе (1952-1955).
В 1949-1959 годах Александр Григорьевич руководил группой по проектированию здания гостиницы «Ленинградская» в Москве.
В 70-е годы в соавторстве с архитектором О. Гридасовым разработал проект универмага «Московский» на Комсомольской площади, который был открыт в 1981 году.
Москвичам архитектор Рочегов известен как создатель системы крупнопанельного домостроения из компоновочных объемно-планировочных элементов (КОПЭ), а также как один из авторов проектов планировки и застройки районов Черкизово, Северное Богородское, Гольяново, Открытого шоссе.
Но знают Рочегова и за пределами столицы. Он руководил проектированием и реконструкцией части центра Ташкента после катастрофического землетрясения 1966 года. А в 1985 по его проекту было построено здание посольства России в Гаване.
Именно Александр Рочегов был инициатором создания Российской академии архитектуры и строительных наук. В январе 1993 года на первой сессии Общего собрания РААСН Александр Григорьевич был единогласно избран президентом академии.
Бурная архитектурная и общественная деятельность не мешала Александру Григорьевичу много времени уделять вопросам теории архитектуры, вопросам ее развития, осмыслению ошибок. «Крамольные» по тем временам мысли, которые он высказывал в публикациях, сегодня кажутся свежими и современными, хотя прошел уже не один десяток лет.
В частности, Рочегов критиковал непродуманный «индустриальный» подход, при котором архитектура «утрачивает свои непременные черты: сомасштабность человеку, основанную на умелом и точном применении членений и деталей в решении фасадов и интерьеров; художественную образность — умение передать эстетические, духовные взгляды общества в архитектурном произведении, четко выразить назначение здания».
«Архитектура потеряла обрабатывавшуюся веками взаимосвязь, гармоническую соподчиненность архитектуры и некоторых изобразительных искусств — монументальной живописи и скульптуры», — сетовал зодчий. Решение этих проблем Александр Григорьевич видел в полносборном домостроении, которое, по его словам, не должно сводиться к упрощению плана квартиры или к использованию архитектором для фасадных резервов одного железобетонного плоского элемента. Именно на этих высказанных им принципах и строятся сейчас инновационные подходы в создании типового домостроения.