Как ожидается, до конца этого года на обсуждение парламента будут вынесены поправки к закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Этот документ содержит ряд важных новаций, в частности право авторского надзора за реализацией архитектурного проекта, а также преимущественное, а в некоторых случаях исключительное право архитектора, создавшего концепцию, на разработку проектной и рабочей документации в развитие этой концепции. «Таким образом, мы хотим поднять статус и роль архитектора в осуществлении им градостроительной деятельности», — пояснил глава Минстроя Владимир Якушев, выступая на второй Российской молодежной архитектурной биеннале в Казани. Как относятся архитекторы к этим предложениям? И как сегодня обстоят дела с авторским надзором? Об этом корреспонденту «Стройгазеты» в Южном федеральном округе рассказали ростовские архитекторы Светлана БЕГАЛОВА и Алексей КРИНЧИК.
Алексей КРИНЧИК, руководитель архбюро «Прожектор», выпускник образовательной программы «Архитекторы.РФ»:
«В первую очередь, стоит отметить важный факт: в нашей стране впервые за долгое время заговорили об архитекторе, его роли и миссии. Архитектура — это колоссальная область креативной индустрии, которая развивает экономику страны наравне с промышленностью и туризмом. Но так вышло, что законодательство находится в роли догоняющего. Скажем, опыт работы по созданию комфортной городской среды дает массу негативных примеров того, как отличные проекты в силу разных обстоятельств перевирались, упрощались и до реализации доходили в урезанном, выхолощенном виде. В большинстве случаев это происходило из-за отсутствия автора проекта на площадке, где подрядчики и заказчики «оптимизировали» сметы. И помешать этому не было никакой возможности.
Новый статус архитектора, безусловно, позволит навести порядок в процессе проектирования и реализации объектов. И тут уже все будет зависеть от качеств самого архитектора. Правда, это, в первую очередь, коснется федеральных объектов, где заказчиком является государство. В частном секторе сохранится текущее положение, когда надзор за реализацией зависит от амбиций и платежеспособности заказчика.
Что остается за кадром, так это статус архитектора-чиновника. Надо понимать, что на текущий облик наших городов во многом влияет именно деятельность главного архитектора. Это стратегически важная работа по развитию транспорта, застройки и экономики города, направленной на решение таких сложных проблем, как пробки, смог, утрата архитектурного наследия. У нас же главный архитектор города — это зачастую формальная должность. От него как специалиста мало что зависит, во многих городах его работа сводится к подписанию разрешений на строительство. И остается надеяться на то, что архитекторам, наконец, дадут рычаги управления проектами».
Светлана БЕГАЛОВА, член Союза архитекторов России, руководитель мастерской ООО «АРХ-ДЕКО» (Ростов-на-Дону):
«Сегодня у застройщиков одна мечта: получить как можно больше прибыли от объекта. Поэтому проектная работа свелась к «сверхэкономичным» проектам с самой простой отделкой, без архитектурных деталей и без излишеств. Такие однотипные коробки навевают уныние, но по закону претензий к фасаду никто предъявить не может. К примеру, главный архитектор города не имеет права делать замечания по внешнему виду здания, отклонить проект, дать совет. Все отказы в разрешении на строительство основаны исключительно на отсутствии каких-либо документов. Фасад никого не интересует, лишь бы параметры здания соответствовали ПЗЗ. Авторский надзор если и проводится, то только по просьбе заказчика, но это — «надзор с точностью наоборот». В нашу эпоху «сверхэкономии» заказчик использует его, как правило, для удешевления проекта, скажем, за счет снижения стоимости материалов. А удешевления ведут к безликим зданиям. Поэтому авторский надзор сегодня — это фикция. Архитектор исключен из градостроительного процесса. Этой профессии нет, так как проект выполняется строго по регламентам, которые прописаны в ПЗЗ и других документах. Мы следим за конструкциями, за используемыми строительными материалами, за соблюдением технологии. И поскольку страна в затяжном экономическом кризисе, то красивых зданий, за которыми надо вести настоящий авторский надзор, вы не увидите».
Номер публикации: № 47 29.11.2019