Сухопутный мост

Пешеходная улица в огне не горит и в воде не тонет

Парадоксально, что при выходе со станции столичного метро «Кузнецкий Мост» не найти ни моста, ни реки — есть лишь улица, причем пешеходная. Как это произошло? Давайте разберемся вместе.

Реки подземелья

По преданиям, было это место в XII веке частью Кучкова поля (землей Степана Кучки), и находилось здесь много небольших слободок, в том числе кузнецкая. А в XV веке, после постройки Пушечного двора, великий московский князь заселил эти земли кузнецами и конюхами, а затем его сын — семьями мастеров из Новгорода и Пскова. Местность стала застраиваться монастырскими слободами и домами знати. Одной из первых таких построек была церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке во Псковичах.


Вплоть до XIX века сперва деревянный, а затем каменный мост соединял слободы Неглинного верха и центр города. Уникальное белокаменное сооружение по проекту Д. Ухтомского было небольшим: ширина реки Неглинной в этом месте составляла едва ли 20 метров. Но в целом конструкция выглядела внушительно, достигая 100 метров за счет разливных укреплений. Увы, со временем строение оказалось ненужным: было принято решение заключить Неглинку в подземную трубу, мост и старое русло засыпать, а на месте насыпи сделать улицу Неглинную. Так дома, находившиеся раньше рядом с живописной рекой, оказались «берегами» на перекрестке улиц Неглинной и Кузнецкого Моста.

Два пожара и песок

Редкое место сохранит так много архитектурных памятников: чуть ли не на каждом здании тут стоят даты основания, стены украшают старинные вывески и архитектурные «автографы» тех, по чьим чертежам они были выполнены.

К сожалению, до нас дошли далеко не все постройки: в 1737 году случился пожар — и улица сильно выгорела. На месте старых домов появились новые, в большинстве своем иностранные торговые лавки, все больше французские. И это пошло улице на пользу: во время пожара 1812 года она практически не пострадала (французы постарались оставить свои постройки в сохранности), и после войны торговля на улице продолжилась.


Теперь тут стройными рядами стоят торговые дома, действующие до сих пор, здания дворянских усадеб, особняки знатных семей, пассажи, театры и доходные дома. Многие из них входят в список объектов культурного наследия регионального и федерального значения.

Таким объектом мог стать и сам мост, если бы решение в 1986 году приняли в его пользу. Но снова нет. Тогда во время прокладки теплотрассы рабочие случайно обнаружили под насыпью мост, причем в хорошем состоянии. Он бы стал еще одним памятником культуры, но в приоритете оказалась современная городская инфраструктура — и мост был законсервирован.

Дорожная обстановка

Не все участки улицы были безопасными, особенно с появлением машин. На пересечении с улицей Петровка уже в 1920-х автомобильное движение было непрерывным, там приходилось дежурить регулировщику. Впрочем, недолго — в 1930 году на этом месте был установлен первый московский светофор (а первый в России — годом раньше, на пересечении Литейного и Невского проспектов в Ленинграде).

Тем не менее на Кузнецком Мосту проводят фестивали, праздники, а после реконструкции в 2012 году отрезок от Большой Дмитровки до Рождественки стал полностью пешеходным.


Привидение в чулках

Чем древнее место, тем интереснее легенды о нем. Два призрака Кузнецкого Моста пользуются особой славой. Но обо всем по порядку.

Итак, на этой улице было множество французских лавок. По легенде, одна симпатичная француженка-манекенщица Жу-Жу была близка с богатым предпринимателем. Однажды она ехала в экипаже по Кузнецкому и вдруг услышала из уст мальчишки-газетчика: «Савва Морозов покончил жизнь самоубийством!» Она была настолько потрясена, что выпрыгнула из экипажа за газетой — и тут же угодила под другой. Она скончалась в больнице, а тем же вечером был найден и мальчишка, задушенный в подворотне чулком, принадлежавшим, как установила экспертиза, Жу-Жу.

С тех пор газетчики этой улицы сторонились, да и извозчики облегченно вздыхали, когда появлялась возможность объезжать Кузнецкий мост стороной.

Призрачный извозчик

Но был один извозчик, который мадам Жу-Жу не боялся. А вот его самого, пожалуй, стоило бы остерегаться. Серый экипаж с человеком в сером плаще чаще всего поджидал пассажиров около казино и игорных домов. Выходившие из здания любители фортуны получали уникальное предложение: доехать в три, а то и в четыре раза дешевле. Считая это неслыханным везением, люди соглашались. Экипаж трогался с места — и больше их никто не видел.


Со временем игорные дома закрылись, на место экипажей пришли автомобили. Но есть мнение, что после этого серый извозчик ездил уже на потрепанной «шестерке» и таксовал, развозя загулявших пассажиров. Поскольку часть улицы стала пешеходной, хотя бы там встреча с серым экипажем теперь невозможна.

Высоко сижу, далеко гляжу

Как в Петербурге при прогулке по Невскому проспекту из любой его точки будет видно здание Адмиралтейства, так и в Москве на Кузнецком Мосту отовсюду видно здание Банка Москвы. Этот дом отреставрирован под бывший банк Поляковых 1899 года постройки, разница лишь в наличии аттика с маскароном на верхушке, он был утрачен — и почему-то было принято решение не делать дубликат.

Всю улицу обрамляют невысокие здания в 3-4 этажа, а с их стен взирают кариатиды, лики Гермеса, пловцов, ангелов, таинственных юношей и девушек. Но попадаются среди уникальных исторических домов и гибриды с надстроенными мансардными этажами, с пластиковыми окнами и железными решетками. Интересно, что сказали бы наши призраки, увидев, как осовременили привычные им места? И узнали бы те, что мы считаем «нетронутыми»? Спросить бы…

Автор: Яна Бердникова