Сражение за Бородино

Интересные факты из истории знаменитой панорамы — как здания, так и самого полотна

Уже несколько поколений москвичей не мыслят города без музея-панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте. Кажется, он был тут всегда. На самом же деле этому историко-мемориальному комплексу, целиком посвященному одному из важнейших для России периодов прошлого — Отечественной войне 1812 года, — в следующем году исполнится всего-то 60 лет. Но при этом возраст его главной экспозиции — гигантского полотна-панорамы, созданного художником Францем Рубо, — гораздо больше. Монументальная картина площадью 1725 квадратных метров была написана к столетию Бородинского сражения, когда еще никакой «Кутузы» и в помине не было. Как через много лет панорама «прописалась» на своем нынешнем месте, «Стройгазете» помогли узнать в Центральной научно-технической библиотеке по строительству и архитектуре при ФБУ «РосСтройКонтроль» (cntb-sa.ru). Очередной выпуск нашей постоянной рубрики «ГОРОДские легенды» мы по традиции подкрепим архивными документами.

Как-то сразу не задалось…

Но прежде стоит рассказать об истории самой «Бородинской панорамы», заказанной известному автору самим Николаем II. Панорама воспроизводит на основании документов и свидетельств современников один из решающих моментов сражения 26 августа 1812 года.

Изначально масштабное произведение размещалась на Чистых прудах в специально созданном для его экспонирования павильоне (сейчас на его месте находится дом № 12-а по Чистопрудному бульвару). Здание с ажурной купольной конструкцией было построено архитектором начала XX века Павлом Воронцовым-Вельяминовым (его руке также принадлежит обелиск Кутузову на Бородинском поле). Однако павильону сразу не повезло: возведен он был в спешке, и почти сразу после открытия начала течь крыша. Потом началась Первая мировая война, в здании панорамы разместили госпиталь.


В 1918 году павильон на Чистых прудах был разобран, а полотно размером почти 15 на 115 метров смотано на вал и перевезено на хранение: сначала под сценической площадкой Нескучного сада, потом в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных для этого местах. В результате к 1939 году от площади панорамы осталось около 900 «квадратов». Восстановлению не подлежала почти половина полотна, а с началом Великой Отечественной войны забыли на время и об уцелевшей части картины. В 1948-м решением Совета Министров СССР было проведено повторное обследование, для которого панораму перевезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины. Реставраторы под руководством Павла Корина предприняли попытку спасти работу Франца Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлено с авторскими изменениями Корина и вновь помещено на склад, в запасники ГМИИ им. А.С. Пушкина, так как экспонировать картину было просто негде. Тогда и встал вопрос о строительстве нового павильона для размещения панорамы. Для постройки здания был отведен участок Нескучного сада на берегу Москвы-реки, в непосредственной близости от ЦПКиО имени Горького.

Когда в товарищах согласье есть

В декабре 1950 года архитектор Арнольд Сурис закончил разработку эскизных проектов, но, как отмечалось в чиновничьих рецензиях на эту работу, «мастеру не удалось найти такого внешнего облика сооружения, который отвечал бы значению темы». Это и послужило поводом для объявления в 1951 году «товарищеского соревнования», в котором участвовало 17 авторских групп. Первоначально было заявлено свыше 20 проектов, а через некоторое время мастерская-школа Ивана Жолтовского представила еще 10.

Конкурсными условиями предполагалось, что «здание для панорамы «Бородинская битва» должно стать памятником славы и победы», а его архитектура «должна быть полна жизнеутверждающей силы и оптимизма. Для нее надо найти средства художественной выразительности, сочетающие монументальность форм с их легкостью и изяществом».


Получилось это у конкурсантов или нет, можно узнать из публикаций тех лет, в частности из новостной заметки в газете «Московский строитель» и авторской колонки членкора Академии архитектуры СССР Павла Абросимова в журнале «Архитектура и строительство Москвы».

***

Первое открытое заседание Архитектурно-строительного совета Москвы, проведенное на днях в ЦДА, явилось крупным событием в общественной жизни зодчих столицы. Впервые рассмотрение важного проекта происходило с участием широкой архитектурной общественности.

Состоявшееся открытое обсуждение конкурсных проектов здания для панорамы «Бородинская битва» — первый серьезный шаг к широкому развертыванию творческой критики среди московских архитекторов. Выполнен огромный труд! Чувство патриотизма и творческий энтузиазм владели зодчими, которые в порядке товарищеского конкурса создали все эти сложные многокрасочные панорамы, перспективы, фасады.

Общественная экспертиза, в состав которой вошли действительный член Академии архитектуры СССР М.П. Парусников, члены-корреспонденты академии П.В. Абросимов, Ю.Ю. Савицкий, народный художник СССР В.И. Мухина, заслуженный деятель искусств П.Д. Корин, определила основные принципы, которые были положены в основу оценки конкурсных проектов. Каковы эти принципиальные положения?

Первое. Здание для панорамы «Бородинская битва» — это не мемориальный памятник павшим героям, не архитектурное сооружение типа Пантеона, не надгробье. Это памятник славы и победы.

Второе. В облике этого здания должны найти прямое отражение лучшие традиции русского зодчества и, в частности, зодчества, современного событиям 1812 года. Однако нельзя не учитывать и того, что здание панорамы воздвигается в эпоху строительства коммунизма, в годы, следующие за годами Великой Отечественной войны, в боях которой с особой силой проявился героизм русского народа. Поэтому традиции лучших образцов русской архитектуры должны найти в новом здании панорамы «Бородинская битва» своеобразное и самобытное преломление в свете современности.

Третье. Архитектура здания должна быть органически связана с природой окружающего его парка и рельефом местности.

По существу, эти три принципиальные положения конкурса вобрали в себя основные современные градостроительные задачи, стоящие перед советским зодчим. Это подчеркивает особое воспитательное и творческое значение проведенного конкурса...

***

При выборе архитектурного приема возникают два основных вопросах:

Первый: решать ли здание только цилиндрическим объемом, или цилиндрический объем сам должен быть обогащен пластически развитой формой — окружен колоннадой?

Второй: должно ли здание стоять на явно выраженном архитектурном цоколе, или цокольный этаж может отсутствовать?

От ответов на эти вопросы зависело решение и архитектурного образа, и градостроительной задачи. По существу первого вопроса ответ, вне всяких сомнений, решается в пользу ротонды — цилиндра с колоннадой. Эта форма пластически наиболее богата и органически связана с природой.

На второй вопрос следует ответить так: цокольный этаж как бы отрывает основной объем от парка, от природных условий, нарушает органическую связь основной формы с ее окружением и, кроме того, вносит в композицию характер мемориальности, замкнутости.

Поэтому проекты, пытавшиеся решить задачу приемом объемов, поставленных на ярко выраженный цокольный этаж, не соответствуют своей формой жизнеутверждающей идее, а неизбежно несут в себе черты мемориальности, напоминая памятники павшим воинам, мавзолеи, храмы и т.п.

Те же проекты, которые решали задачу простым и ясным приемом: ротондой — цилиндром с колоннадой, непосредственно стоящим на природном основании, лучше отвечали и идейной стороне, и градостроительным требованиям, вносили оптимистический, жизнеутверждающий характер в архитектурный образ сооружения.

Из всех проектов, представленных на конкурс, лучшими были признаны пять: проекты членов-корреспондентов Академии архитектуры СССР Г. Захарова и З. Чернышевой; архитектора Б. Мезенцева с соавторами; члена-корреспондента Академии архитектуры СССР М. Посохина и архитектора Ю. Попова; действительного члена Академии архитектуры СССР К. Алабяна и архитектора Л. Баталова; проф. М. Синявского. Однако наибольшее внимание привлекли первые два проекта.

Как есть

Но дальше конкурса дело тогда, к сожалению, не пошло. В результате здание музея-панорамы стало иным и было открыто лишь в 1962 году и уже совсем в другом месте — на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект), где в сентябре 1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Авторами этого проекта стали архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов и инженер Юрий Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо при возведении первого здания панорамы. Здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать — оно, скорее, образец утилитарного модерна. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объем, главным образом, облицованный стеклом.