Роль первого плана

Необходимо существенно повысить значение главных архитекторов в регионах и городах и обеспечить их самостоятельность

410 lyubovniy__cover.jpg

Владимир ЛЮБОВНЫЙ, д.э.н., академик Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН):

"На заседании Государственного совета РФ, посвященном развитию строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности, предполагается рассмотреть широкий круг вопросов. Полагаем, что участники Госсовета не обойдут вниманием и вопросы градостроительства и архитектуры: совершенствование системы расселения, увязанной с размещением производительных сил и формированием транспортного каркаса России, кардинальное улучшение среды жизнедеятельности и территориального планирования. Члены академического сообщества принимали самое активное участие в подготовке материалов к Госсовету и сформулировали свою позицию по наиболее важным, животрепещущим проблемам.

Нам представляется, что применительно к управлению такими сложными социально-экономическими и инфраструктурно-пространственными образованиями, как города и городские агломерации, во главу угла должны быть поставлены следующие принципы регулирования.

Мы считаем, что к городу, городской агломерации надо подходить как к «самостоятельному организму», управление развитием которого определяется, в значительной мере, процессами самоорганизации. Эти процессы надо обязательно учитывать при внешнем регулирующем воздействии. Здесь необходимы обратная связь и непротиворечивое сочетание текущих, среднесрочных и долгосрочных мер и инструментов регулирования.

При этом следует иметь в виду значительный консерватизм сложившейся пространственной организации, системы расселения, особенности инфраструктурно-планировочной организации городов и других населенных пунктов и региональную специфику, требующую внесения «поправочных коэффициентов».

Управление должно быть максимально приближено к жителям, граждан и хозяйствующих субъектов необходимо вовлекать в процесс регулирования градостроительной деятельности через систему реального, экономически дееспособного местного самоуправления. При этом местная власть должна опираться на устойчивые финансовые и иные собственные ресурсы и нести ответственность за результаты управления. Важными элементами взаимоотношений«управляющих» и «управляемых» должны быть открытость и гласность, доступность официальной градостроительной информации.

В регулировании важно выделить два направления. Первое — разработка системы документов и проектов, описывающих желательное состояние объекта на долгосрочный и среднесрочный периоды развития. Второе — методы (инструменты), способствующие достижению желаемого состояния объекта.

Применительно к первому направлению необходима подготовка научно обоснованных прогнозов, определяющих стратегию развития градостроительства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Реализация второго направления требует своевременной разработки и апробации взаимоувязанной и непротиворечивой системы «механизмов» правового, бюджетно-финансового, административно-управленческого характера, а также обоснования необходимых финансовых и иных ресурсов, их возможных источников, направлений и масштабов развития строительной базы.

Полноценное формирование взаимосвязанной системы регулирования развития сети населенных мест, городов и городских агломераций возможно лишь в рамках совершенствования общегосударственной системы управления, федеративных отношений, бюджетно-финансовой, региональной и муниципальной политики.

Очевидно, что взаимодействие в сфере регулирования осуществляется как на «горизонтальном», так и на «вертикальном» уровнях. При этом одним из ключевых вопросов развития градостроительства является кардинальное совершенствование организационных структур управления. Формирование этой сферы градостроительной деятельности на всех территориальных уровнях власти предполагает четкое разделение функций между федеральными органами, определяющими общенациональную политику в сфере градостроительства и осуществляющими разработку ее нормативно-законодательного обеспечения, и региональными и муниципальными органами, осуществляющими непосредственное руководство градостроительной деятельностью на местах, с учетом региональных и иных особенностей. При этом существенно повышается роль региональных и муниципальных органов в разработке нормативных документов и материалов, уточняющих и развивающих основополагающие документы, подготавливаемые на федеральном уровне.

На наш взгляд, в целях кардинального улучшения качества градостроительной деятельности необходимо существенно повысить роль главных архитекторов в регионах и городах, обеспечив их самостоятельность и ответственность путем наделения статусом заместителя губернатора или руководителя муниципального образования, а также утверждения в должности, как на уровне субъектов РФ, так и в федеральном органе."