Регенерация истории

Shutterstock
Куратор «Архнаследия» о том, как выбирается место проведения фестиваля и кто формирует его программу

С 24 по 26 июня в Калининграде в рамках Года архитектуры и градостроительства в СНГ, а также 75-летия образования Калининградской области запланировано проведение IV Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2021», организатором которого выступает Союз архитекторов России при поддержке Министерства культуры РФ, а генеральным партнером — Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Накануне мероприятия «Стройгазета» пообщалась с куратором фестиваля, архитектором, членом президиума «Академии архитектурного наследия» Ириной МАРКИНОЙ.

Screenshot_1.png

«СГ»: Ирина Александровна, почему Калининград?

Ирина Маркина: Исторически так сложилось, что наш фестиваль каждый год проводится в том или ином регионе России. Ежегодно определяется тема фестиваля, задающая вектор всей программе форума. Тема этого года — «Историческое наследие и комфортная среда обитания». Калининградская область — одна из самых привлекательных и продвинутых с точки зрения вовлечения памятников архитектуры в культурное и туристическое пространство. На этой земле в течение более четырех веков происходило много значимых событий, связанных с историей российского государства. К тому же в 2021 году регион отмечает 75-летие своего образования.

«СГ»: Фестиваль пройдет уже в четвертый раз. Чего удалось добиться за прошедшие годы?

И.М.: Важно отметить, что создание нового общероссийского фестиваля продиктовано назревшей за последние годы необходимостью повышения уровня и качества разработок по реставрации объектов наследия, регенерации исторической среды поселений, особенно в крупных городах.

За долгие годы работы с проектными и производственными фирмами, разработками по реставрации и приспособлению памятников истории и культуры стало понятно, что одними нормативными запретами трудно добиться высокого качества проектов и их реализации. Рассмотрение проектов сохранения объектов наследия носило и носит чисто запретительный характер. Отказ в согласовании происходит по принципу юридического соответствия нормативу и законодательству. Творческая и научная стороны остаются за скобками.

В этой связи фестивальная система отбора лучших проектов профессиональным жюри позволяет выявить качество разработок, мастерство авторского коллектива и научную новизну. Коллективы, отмеченные наградами фестиваля, становятся известными, к ним чаще обращаются заказчики работ. Слабые и методически невыверенные проекты остаются невостребованными. Происходит естественный и справедливый отбор.

Союз архитекторов России проводит много всяческих фестивалей, касающихся современной архитектуры и ее направлений — это и «Зодчество», и «Золотое сечение», и «Экоберег», и многие другие. Однако до 2018 года организации и ведомства (кроме московского правительства) не проводили полномасштабные смотры-конкурсы и фестивали, касающиеся сохранения архитектурного наследия.

С 2011 года начал проводиться конкурс «Московская реставрация», и работы по реставрации и приспособлению архитектурных памятников столицы стали оцениваться совершенно в другом ключе. Профессиональную оценку получали качество работ архитекторов-реставраторов, инженеров-реставраторов, креативность подхода к решению творческих и технических задач, талантливость их исполнения.

Безусловно, московский конкурс, организованный правительством Москвы, важен и значим на региональном уровне, но это далеко не вся Россия. При этом площадки, где можно было бы научиться новому, получить опыт, обсудить актуальные проблемы специалистам одного «цеха», не было. В 2018 году мы организовали и провели первый конкурс таких работ в Манеже на всероссийском уровне с международным участием.

Это стало определенной вехой в системе сохранения отечественного архитектурного наследия. За реализацию идеи и тяжелый труд в организации фестиваля хочу выразить огромную благодарность президенту Союза архитекторов России Николаю Шумакову, дирекции конкурсных программ, а также руководству департамента охраны объектов культурного наследия Министерства культуры РФ.


«СГ»: Какие номинации конкурса существуют?

И.М.: Конкурсная программа предназначена прежде всего для архитекторов, реставраторов, дизайнеров, искусствоведов, строителей, экспертов, руководителей субъектов РФ и муниципальных образований, а также студентов профильных вузов и колледжей.

В рамках фестиваля проводятся четыре смотра-конкурса: «Культурное наследие регионов России», «Лучший объект сохранения и развития», «Лучшая студенческая работа», «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии».

Например, если взять номинацию «Лучшая студенческая работа», то стоит отметить, что этот конкурс выявляет не только одаренность студента, но и уровень его подготовки преподавательским составом вуза. Нам всем важно учить будущих специалистов думать, исследовать и воплощать в проектах научные новации. Традиционные технологии в сфере реставрации — реставрация штукатурного слоя, кирпичной и каменной кладки, деревянных конструкций, прочие работы — уже отработаны. Вдохнуть в старое здание новую жизнь, выявить все его ценные элементы и вместе с тем дать людям возможность осуществлять там деятельность в соответствии с нашими санитарными и пожарными нормами — вопрос гораздо более сложный, этому реставраторы учатся всю жизнь.

В рамках фестиваля оцениваются также научные и печатные труды. К нам на конкурс ежегодно поступает множество научных работ — в периодических изданиях, монографиях, сборниках научных трудов и статьях. И очень важно рассматривать эти работы на конкурсе и отмечать заслуги людей, работавших над ними.

«СГ»: Что можно сказать о деловой программе фестиваля?

И.М.: В рамках деловой программы пройдут конференции, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, лекции, презентации, полезные и специалистам, и всем тем, кто интересуется историей и памятниками. Сформирована большая научно-практическая конференция. Идет работа со спикерами по обсуждению инновационных технологий, инструментов сохранения объектов культурного и архитектурного достояния.

Культурное наследие — колоссальный ресурс, который может сыграть значительную роль в возрождении малых городов и исторических поселений.

Доходные дома, купеческие особняки с оригинальными фасадами, старые парки и бульвары — все это монументально-художественное отражение прошлого формирует уникальный облик городов и несомненно является активом для развития культурного досуга и городской экономики.

Примером тому может служить крупномасштабная программа «Главная улица», действующая в США с 1981 года, в основу которой положена идея стимулирования экономической деятельности путем сохранения исторических центров городов.

В России же вопрос сохранения, развития и обустройства исторической среды продолжает находиться на острие проблем. Такой вид деятельности рассматривается как сегмент повышенного риска и пока непонятен инвесторам.

Причины этого положения и возможные пути выхода из него будут обсуждаться в рамках круглых столов «Капитализация наследия», «Инструменты сохранения и развития объектов культурного наследия». Важным акцентом деловой программы станут дискуссии, посвященные новейшим подходам и методикам в современной реставрационной сфере.

И, конечно, состоится еще масса других мероприятий. Отмечу, что в фестивальные дни завязываются долговременные деловые контакты. Как правило, приезжают и дают мастерклассы такие известные лидеры проектного дела, как Никита Явейн, Алексей Гинзбург, Лариса Лазарева, Ольга Малинова, Леонид Кондрашов и другие.

«СГ»: А что самое важное, с вашей точки зрения, даст участникам этот фестиваль?

И.М.: Важнейшая цель фестиваля — обмен опытом. Люди приезжают, общаются, напитываются прогрессивными идеями, узнают о новых тенденциях. Это, кстати, и есть тренд мероприятия.

Конечно, мы не отбрасываем то лучшее, что есть в реставрации из традиционных технологий и материалов. Но объектов XVII, частично XVIII века, построенных по древним технологиям, осталось не так много. И надо понимать, что у этих объектов есть еще подземная часть, фундаменты здания. Инженерная реставрация диктует новые технологии.

Важно, что теперь и федеральные, и региональные органы охраны памятников ориентируются на результаты фестиваля, который объединяет и умножает наши знания по архитектурным памятникам и среде.

«СГ»: Что с международным участием?

И.М.: До пандемии мы часто общались с нашими зарубежными коллегами. Иностранные специалисты были частыми гостями фестивалей, например, на тему 2018 года — «Конструктивизм 20-30-х годов XX века» — приехали историки и архитекторы Испании, Германии, Нидерландов, Финляндии, которые серьезно изучают направление Bauhaus. Фестивали показывают, как важно объединяться науке и практике, и в 2021 году мы продолжаем эту традицию.

«СГ»: Ирина Александровна, расскажите подробнее о теме фестиваля этого года…

И.М.: «Историческое наследие и комфортная среда обитания» — тема, ориентированная на поиск и выявление тенденций развития облика общественных центров городов, вовлечение памятников архитектуры в культурное и туристическое пространство города, региона, страны.

В этом году мы делаем упор на доступной среде. Это касается центральных частей практически всех городов и центров регионов России, потому что большинство из них сформировались как минимум в XVIII-XIX веках. Наряду с ними есть и великие древние: Владимир, Новгород, Псков, Вологда. В любом случае практически все центры регионов требуют приспособления исторических территорий для современного использования. И очень важно найти золотую середину в желании модернизировать, приспособить для современной жизни центральную часть города с уникальным наследием.

Вот почему очень важно рассмотреть эти вопросы как в нормативном, так и в концептуальном плане. Например, древние деревянные города, такие, как Вологда и Вытегра — русский Север — мы не можем представить без строений с традиционной деревянной резьбой и мезонинами. В этой ситуации неуместны решения с железобетонными формами. Если говорить о симбиозе старого и нового, то не хотелось бы, чтобы центры городов имели запредельные по высотности сооружения. Я вижу в этом пренебрежение значимостью объектов культурного наследия. Такое использование исторической среды расценивается специалистами как реверанс приличия, а 5или 8-этажная застройка становится каким-то подстилающим слоем под крупными современными 35-этажными комплексами. Этого не хотелось бы допускать.


Мы должны понимать, что эта среда должна формироваться не только в результате нового строительства каких-либо торговых и общественных центров и комплексов. Это еще и регенерация исторического пространства, состоящего из старых кварталов застройки, парков и скверов, променадов, пешеходных улиц и площадей. Приспособление исторических частей городов для жизни людей, превращение их в доступную среду, открытую обществу, — важная тема сама по себе, а также тема фестиваля 2021 года.

«СГ»: Как будет происходить оценка проектов?

И.М.: В номинации и оценке проектов мы пошли по методике европейских конкурсов. В Европе активно работают большие конкурсы проектов по сохранению наследия. Там Гранпри присуждается только уже реализованным проектам. Просто проект или научная концепция не может получить Гран-при, потому что работа не доведена до логического конца: нет производства, нет реставрационных работ, нет приспособления объекта для современного использования. И мы тоже в своих положениях пошли именно таким путем. Учреждены три диплома — золотой, серебряный, бронзовый. Номинант будет награжден Гран-при только если он покажет в полном объеме законченный реставрационный объект. В прошлые годы побеждали отнюдь не московские объекты, а Казань и Санкт-Петербург. В этом году время покажет.

«СГ»: Насколько сложно выбрать победителя?

И.М.: Сначала формируется шорт-лист. На этом этапе сразу отсекаются те проекты, которые не соответствуют законодательству РФ в области сохранения наследия или требованиям подачи материала в номинации. Когда проходит этап первичного отсева, оценивается качество реставрационных работ. И надо сказать, что пока архитекторы Санкт-Петербурга справляются с этой задачей намного лучше, чем их коллеги из других регионов. Москва подтягивается. Татарстан во многом лидирует благодаря тому, что правительство Татарстана уделяет этому вопросу особое внимание.

«СГ»: То есть вы с надеждой смотрите в будущее?

И.М.: Я была, есть и остаюсь оптимистом. Надеюсь, что наша работа и фестиваль вносят свою лепту в дело сохранения архитектурного достояния России. Без таких больших общенациональных фестивалей сообществу просто невозможно взаимодействовать, человеческое общение ничто не может заменить. Статус фестиваля высок: присутствуют мэры городов, руководители регионов, представители федеральных министерств и ведомств. Отмечу, что в наших мероприятиях участвуют не только специалисты, но и чиновники, что также важно. Программа таких форумов не спускается сверху, а формируется именно экспертным сообществом.