Осознание строительства

Осознание строительства

tezuka-arch.com
Из-за пандемии люди стали больше ощущать себя жителями конкретного района, и архитектура должна это учитывать

Темой строительного форума 100+ Forum Russia и выставки 100+TechnoBuild, которые пройдут в Екатеринбурге осенью этого года, станет «Осознанное строительство». Что вкладывают современные архитекторы в это понятие? Как архитектура помогает создавать условия для качественной жизни людей? Как связать новые технологии c традиционными материалами? Об этом в интервью «Строительной газете» рассказал один из спикеров форума, известный японский архитектор Такахару ТЕЗУКА.

Screenshot_1.png

«СГ»: Господин Тезука, что по-вашему изменится в архитектуре и городском планировании после пандемии?

Такахару Тезука: Мир сильно изменился за последние месяцы, он перешел от международного масштаба к локальному. Сейчас в Японии, если выглянуть из окна, можно увидеть на улице больше людей, чем до кризиса. Это означает, что люди не стремятся проводить все время в центре города, но ходят по своим районам и ходят пешком. Их стало больше интересовать то, что они видят вокруг себя. До кризиса мы думали, как бы побыстрее выйти на международный уровень, а теперь думаем, что может быть все то, что нам нужно, есть у нас под рукой.

«СГ»: Что такое «осознанное строительство» в новом контексте?

Т.Т.: Архитектура должна вернуться к своей изначальной цели. До последнего времени среда, в которой строилось здание, часто не принималась в расчет, все хотели унификации. Если вы стремитесь к тому, чтобы все соответствовало международным стандартам, то везде ставьте кондиционеры. Но если вы хотите осознанно подходить к строительству, то вам нужно брать во внимание местный климат, использовать местные же материалы. Погодные изменения, происходящие в течение года в каком-то конкретном месте, часто вполне комфортны. Раньше мы думали, что лето в Токио слишком жаркое. Но если подумать, жара тоже ценна — можно сходить на пляж, можно насладиться окружающей природой.


«СГ»: Один из ваших самых известных проектов — детский сад Fuji. Создавая его, вы придерживались принципов «осознанного строительства»?

Т.Т.: Я не ожидал, что детский сад Fuji получит такое признание и привлечет столько внимания. Возможно, нам повезло с директором, да и с детьми нам повезло. При проектировании мы проводили исследования поведения детей, их потребностей. И предложили им в этом здании то, что помогает увидеть мир шире. По мере взросления и развития они, возможно, смогут увидеть окружающую действительность по-другому. Когда мы разрабатывали проект детского сада Fuji в Токио, нам говорили, что это — примитивная архитектура. Но на самом деле структура этого здания вполне актуальна. Мы постарались предвидеть все «сценарии», которые могут разворачиваться в этом здании. Вся акустика была спроектирована с помощью компьютера, но при этом оконные рамы и полы сделаны из натурального дерева. По ощущениям мы находимся в нашем «ламповом» прошлом — в библиотеке или детском саду, где можно ощущать классическое существование человека. Технологии для нас только инструмент для достижения идеальной жизни для детей. Сад Fuji рассчитан на 680 детей, каждый год приходят 250 новых малышей. Это значит, что через десять лет мы повлияем на жизнь 2500 человек. У архитектуры очень большая сила, я уверен.

«СГ»: В большинстве стран детские сады, школы, больницы — это типовые проекты. Типовое проектирование ускоряет и удешевляет строительство. Вы исповедуете индивидуальный подход к каждому проекту. Насколько оправданы будут дополнительные расходы на разработку проектов для каждого конкретного случая? И могут ли ваши проекты стать типовыми?

Т.Т.: Начнем с того, что наши проекты не такие уж и дорогие. Для того, чтобы здание было насыщенным, не нужно много денег. К сожалению, в большинстве случаев местная власть или правительство страны хотят делать стандартное, и Япония в этом смысле — не исключение. Не думаю, что копировать проект Fuji будет правильным, потому что это не сработает. Но за вполне разумную цену всегда можно сделать что-то осознанное. Думаю, проблема в образовании, в том, как мы учим архитекторов.

«СГ»: Тема вашего выступления на форуме — «Ностальгическое будущее». Что вы вкладываете в это?

Т.Т.: Ностальгическое будущее — это классические представления о жизни и архитектуре, «приправленные» новейшими технологиями. Многие видят мир будущего как что-то, что полностью отличается от сегодняшней реальности, но это не так. Да, наши дети пользуются телефоном, чтобы рисовать. Благодаря технологиям мы можем, например, поехать в джунгли Борнео, и там будет GPS. Но сам человек при этом почти не меняется — наши тела имеют ту же форму, что тысячи лет назад, так же, как и наши эмоции, наши ощущения. Ностальгия в моем представлении — это классическое ощущение жизни, полноте которого помогают технологии.

«СГ»: Традиционный вопрос: над чем вы работаете сейчас? Каковы ваши планы на будущее?

Т.Т.: Я всегда говорю, что не строю планов на будущее, живу настоящим, слушаю мир и отвечаю на те запросы, которые приходят. Сейчас я работаю над проектом, целью которого является изменение города, который, по сути, контролируется японской мафией. Якудза тоже хочет изменений. Но перемены возможны, как я уже говорил, только с помощью образования. Я сейчас работаю над проектом образовательного центра для всех возрастов и слоев населения. Большая часть этих людей не получила хорошего образования, даже не закончила среднюю школу. В результате они не могут двигаться дальше. Если дать им шанс продолжить образование, это откроет перед ними новые возможности.

Еще я хочу помочь детям, которые выросли в не самых благополучных и обеспеченных семьях. В этом центре будут различные индивидуальные программы, созданные под каждого ученика, вне зависимости от возраста. Другими будут и учителя. Вместо того, чтобы учить алфавиту или математике, они будут учить детей жить в обществе и расти полноценными людьми. В школе будет библиотека, которая выступает своего рода приютом для тех, кому нужны тишина и место, где можно отгородиться от внешних проблем. Если все пройдет успешно, через пять лет я буду знать, что сумел изменить целый город. Это большой проект, но я рад, что в нем участвую.

Справочно:

Такахару Тезука родился в Токио в 1964 году. Изучал архитектуру в Технологическом институте Мусаси и в Университете Пенсильвании. В 1994 году вместе с женой Юи Тезукой основал Tezuka Architects в Токио. Многие из его работ получили международные награды, в их числе детский сад Fuji в Токио (The Best of All, OECD/CELE — сборник образцовых учебных заведений, международная премия Королевского архитектурного института Канады RAIC), клиника Сора-ноМори (премия Федерации строительных подрядчиков Японии BCS), детский сад Муку (всемирный фестиваль архитектуры 2018 WAF, победитель в номинации завершенных зданий).