

Развитие и разнообразие электронных помощников во многом упрощает и ускоряет процесс создания концепции интерьера, позволяя сформировать референсы и мудборды, разработать текстуры и элементы декора, менять расстановку мебели, и даже полностью генерировать визуализации на основе текстового описания, и т. д. Сейчас это активные инструменты, которые применяют в работе многие интерьерные дизайнеры. Стоит отметить, что они могут хорошо работать при создании интерьера для заказчиков в сегменте массового жилья, но мало применимы при работе с делюкс-интерьерами. Объясню почему.
1. Человек способен выходить за рамки алгоритмов, тогда как нейросеть работает с существующими данными, воспроизводя то, что уже было создано – это анализ прошлого. Дизайнер же всегда смотрит в будущее: комбинирует несочетаемое, мыслит интуитивно и экспериментирует. В этом и заключается разница: искусственный интеллект предлагает усредненные решения, а дизайнер создает новые.
2. Делюкс-дизайн – это всегда отражение истории, философии и личности заказчика. Нейросети могут обработать данные о разных стилях, но они не интерпретируют культурные коды так, как это может сделать профессионал.
3. Дизайн интерьера – это еще и диалог с заказчиком и выполняющими заказ мастерами. В работе с интерьером мы фокусируемся на понимании того, какие ощущения должно вызывать пространство. Искусственный интеллект не умеет чувствовать, он не может уловить нюансы интонации заказчика, не способен интерпретировать эмоции.
Люксовый сегмент всегда стремится к эксклюзивности, исключительности, к тому, что создается в единственном экземпляре (или лимитированной коллекцией). В подтверждение можно обратиться к отчету компании McKinsey «The State of Luxury: How to navigate a slowdown», где говорится о том, что «заказчики делюкс-сегмента считают персонализированный подход главным фактором при выборе продукта или услуги». К тому же все чаще архитекторы и дизайнеры интерьеров говорят о том, что им в определенном смысле необходимо быть психологами, поскольку приходится работать не только с формированием персонализированной среды для конкретного человека или сообщества людей, но и с заказчиками, обладающими собственной системой взглядов, ценностей и вкусовых предпочтений (эта тема прослеживалась в ряде обсуждений на юбилейной XXX выставке-форуме АРХ Москва–2025). Нейросеть не способна заменить диалог между дизайнером и заказчиком, который базируется на личном общении, психологии и эмпатии, умении считывать настроение, эмоционально подстраиваться под ситуацию, сохраняя при этом профессиональный вес. Хороший дизайнер – в определенной степени психолог, который рассказывает историю заказчика и его достижений и воплощает это в интерьере, не похожем ни на один из существующих.
Вместо составления мудбордов, ограничивающих восприятие, мы с моей коллегой и партнером Йоко Танабе начинаем проектирование интерьера с общения с заказчиком, на котором мы обсуждаем его образ жизни, вкусы и предпочтения. А также просим пройти очень подробный тест на восприятие, который позволяет выявить вкусовые предпочтения по формам, архитектурным стилям, цветам, фактурам и т. д. Во время общения приходится анализировать не только индивидуальность, но и настроение заказчика – без этого не случится успешной коммуникации и не сложится интерьер, отражающий личность заказчика и подходящий ему, как идеально севший по фигуре сшитый на заказ костюм.
Кроме того, в люксовом сегменте всегда уделялось большое внимание ручному труду и ремесленным предметам, которые обладают неповторимым характером, в них чувствуется жизнь. Тому, что, опять же, делается в единственном экземпляре и уникально. Мы в Woodstone убеждены, что именно из сферы ручного труда приходят настоящие инновации, и чтобы сделать что-то новое, важно понимать процесс создания предметов интерьера – это касается нюансов в работе с конкретными материалами: деревом, металлом, стеклом, камнем.
Поэтому при всех технологических возможностях нейросетей ключевая ценность интерьера делюкс-сегмента заключается в авторском подходе, который невозможен без личности дизайнера: его вкуса, мировоззрения, умения считывать эмоции и интерпретировать их в пространстве. Нейросети пока на это не способны. Мы их используем как практичный инструмент на рутинных этапах работы, но только с последующей проверкой результатов человеком, потому как «креативность» таких «помощников» может создать лишь иллюзию решения задачи и привести к серьезным ошибкам. Но ключевые концептуальные решения рождаются только в диалоге между дизайнером и заказчиком — и здесь ценность в уникальном авторском прочтении. Не исключаю, что в люксовом дизайне мы придем к тому, что будем указывать: «дизайн-концепция создана без применения нейросетей и искусственного интеллекта», подтверждая созданными вручную скетчами и другой документацией на каждом этапе воплощения проекта в жизнь.