В Великобритании завершился представительный архитектурный конкурс на создание проекта центрального зала Национального железнодорожного музея в городе Йорке. Победителем стало лондонское архитектурное бюро Feilden Fowles, основанное в 2009 году Фергусом Фейлденом и Эдмундом Фаулзом. Всего на конкурс, который стартовал в сентябре 2019 года, было представлено 76 проектов, сделанных командами из 19 стран.
Строительство нового зала будет завершено в 2025 году к 50-летию музея. Появление нового выставочного пространства не только расширит экспозиционные возможности, но и изменит логику всей экспозиции, «дав посетителям новые эмоции и ощущения».
Лондонское бюро предложило построить круглое здание-ротонду, где размесится выставочная галерея и туристическо-информационный центр музея, ротонда станет центральным ядром музея и будет соединяться со всеми зданиями музея и открытыми площадками.
Сама ротонда будет двухэтажной, со стеклянным фасадом, верх которого опоясан листами патинированной меди. На уровне второго этажа разместится балкон, с которого будет открываться красивый вид на город. Одновременно балкон будет иметь и утилитарное предназначение — там будет проход, соединяющий музейные здания.
На первом этаже здания будет пять дверей, ведущих в другие части музейного комплекса. Облик нового выставочного зала гармонирует с существующими краснокирпичными зданиями.
Конструктив здания — каркасная деревянная конструкция, принцип проектирования которой позволяет снизить выбросы CO2 на 80%. В отделке используется медь «вторичной переработки» и местный йоркский камень.
По оценке директора Национального железнодорожного музея Джудит Макникол, проект Feilden Fowles очень деликатный, созданный с уважением к железнодорожному наследию и историческому характеру города Йорка. «Здание будет играть жизненно важную роль в объединении музея и послужит толчком для развития всего Центрального Йорка. Работы всех финалистов были представлены онлайн. Также выставка была организована в самом музее. Интерес к конкурсу широкой публики был невероятный», — отмечает директор музея.
Разработанная концепция также расширяет возможности соседних музейных зданий.
Планируется, что проект превратит музей в образец того, как можно вести реорганизацию ценных исторических территорий в центральных частях промышленных городов.
Справочно:
Национальный железнодорожный музей (National Railway Museum, NRM) — технический музей, входящий в британскую группу Музея науки. Музей является крупнейшим учреждением подобного типа в Великобритании и удостоен множества наград, в том числе European Museum of the Year Award в 2001 году. Общая площадь территории NRM — более 8 га. В музее, помимо основной коллекции, состоящей из более чем 100 паровозов и около 300 единиц другого подвижного состава, хранятся сотни тысяч других предметов и документов, представляющих общественный, технический, художественный или исторический интерес. Сегодня они экспонируются в трех больших залах бывшего локомотивного депо рядом с East Coast Main Line, недалеко от железнодорожного вокзала Йорка.
Свыше 100 паровозов представлено сейчас в коллекции NRM, практически все из них эксплуатировались на железных дорогах Великобритании
Номер публикации: №15 17.04.2020