Архитектурно выражаясь

Архитектурно выражаясь

В Москве завершилась реконструкция сцены «Геликон-оперы».

Второго ноября московский музыкальный театр «Геликон-опера» открыл новый сезон. В этом году театр начал работать на реконструированной исторической сцене на Большой Никитской улице. Для создания нового театрального пространства понадобились почти восемь лет и целый ряд неоднозначных решений. Работы несколько раз приостанавливались и возобновлялись. и вот долгая история реконструкции здания, наконец, завершилась.

Решение о реставрации усадьбы Глебовых-стрешневых-Шаховских (ул. Большая Никитская, 19/16) с приспособлением ее под нужды театра «Геликон-опера» было принято еще в конце 90-х годов прошлого века. В нулевых работы начались, затем были заморожены из-за протестов защитников памятников архитектуры, считавших, что реконструкция со сносом части строений, перекрытием двора стеклянным куполом нарушает сложившуюся историческую среду. Переломным для новой «старой» сцены «Геликон-оперы» стал март 2011 года, когда прошло заседание архитектурного совета Москомархитектуры, на котором было решено возобновить работы по утвержденному проекту с небольшими корректировками.

Автор проекта реставрации и приспособления комплекса зданий усадьбы для нужд театра — президент союза архитекторов России Андрей Боков — пошел по тому же пути, что авторы проекта «Новый Эрмитаж» в санкт-Петербурге, в котором перекрыли семь внутренних двориков и получили семь дополнительных выставочных залов и гарантию сохранности внутренних стен. В Москве к этому моменту уже был реализован проект перекрытия Гостиного двора и внутреннего двора музея А. с. Пушкина на Пречистенке, 12/2. из зарубежных решений вспоминается Британский музей с перекрытым двором (архитектор Норман Фостер), в этом случае «потерянное» городское пространство тоже превратилось в полезное, там разместились сервисные службы музея, лекционные и мультимедийные залы.

Но вернемся к «Геликон-опере». согласно проекту, реставрацию усадьбы совместили с возведением нового здания площадью более 13 тыс. кв. м. Внутренний двор преобразился в зал «стравинский» на 500 мест. сцена зала оборудована по последнему слову техники — 26 подвижных платформ, перемещающийся в двух плоскостях круг, уникальные «танцующие» штанкеты, новейшее световое оборудование. специально к серии гала-концертов к открытию театра главный архитектор Москвы сергей Кузнецов и архитектор Агния стерлигова разработали сценографию, которая позволила продемонстрировать уникальную механику сцены. В глубине сцены — шесть колоколов (вес самого большого 260 кг), специально отлитые в Воронеже и подаренные театру Фондом просвещения «МетА». Красное крыльцо внутреннего двора усадьбы преобразилось в ложу для почетных гостей.

Исторические здания были отреставрированы. Команда компании «Мосинжпроект» под руководством Марса Газизуллина провела уникальную работу по восстановлению памятника архитектуры — Главного дома усадьбы Глебовых-стрешневых-Шаховских: укрепили фундамент, углубили и оборудовали подвальные помещения, заменили аварийные перекрытия, отреставрировали кирпичные стены и фасады.

По сохранившимся образцам XIX века отреставрированы интерьеры усадьбы: кессонированные потолки, карнизы, лепное убранство. Восстановлены купол Малого зала, колонны из искусственного мрамора, люстры, торшеры, бра. Пол в парадных залах и вестибюле украшен художественным паркетом, инкрустированным редкими породами дерева. Воссоздан интерьер парадной лестницы с мраморными ступенями. После реконструкции площадь театра увеличилась почти в 5 раз.

Однако именно новое строительство вкупе со сносом части хозяйственных построек вызывает протесты защитников памятников. Претензии их имеют под собой основания: в процессе работ был снесен полуциркульный флигель усадебного двора, разрушен флигель, выходивший в Калашный переулок (дом №16). оба эти здания были построены в русском стиле конца XIX века архитектором Константином терским, учителем Шехтеля. сложно говорить о том, имели ли эти строения художественную ценность, но разрушение облика городской усадьбы и искажение исторической среды налицо. Протесты общественного движения «Архнадзора» не привели к радикальному изменению проекта, но некоторые ошибки были все-таки признаны и исправлены. так, архитекторы отказались от надстройки Главного дома усадьбы и за счет сокращения размеров арьерсцены сохранили уличный фасад еще не снесенного флигеля, выходящего на Калашный переулок.