НОСТРОЙ предложил меры совершенствования механизмов КРТ

НОСТРОЙ предложил меры совершенствования механизмов КРТ

Программа комплексного развития территорий (КРТ) в России может стать площадкой синергии усилий бизнеса и государства по решению пресловутого «квартирного вопроса». Однако действующие сегодня механизмы регулирования КРТ необходимо совершенствовать на федеральном и региональном уровнях. С таким заявлением выступил сегодня президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков на конференции РБК «Частно-государственное партнерство как драйвер развития территорий».

Напомним, еще в конце прошлого года в рамках 494-ФЗ началась реализация масштабной программы КРТ, предусматривающей расселение аварийного и ветхого жилья, а также дающей региональным властям возможность сноса неаварийных многоквартирных домов. Важная особенность этого механизма — привлечение инвесторов к реализации таких проектов.

На сегодня практически во всех регионах заканчивается выпуск региональных нормативных правовых актов по КРТ, идет активная работа по оценке градостроительного потенциала. Так, только по экспертным расчетам, на земельных участках, которые могут быть вовлечены в КРТ, можно будет возвести порядка 800 млн квадратных метров нового жилья. «Если переводить в годы, даже с самыми амбициозными планами по вводу 120 млн жилых "квадратов" ежегодно — это 6-7 лет потенциала, который дополнительно существует уже в рамках сложившихся границ муниципалитетов без увеличения нагрузки на транспортную, социальную инфраструктуру. Поэтому КРТ — это долгожданный инструмент, который сегодня выгоден девелоперам, органам местного самоуправления и гражданам — конечным потребителям», — подчеркнул Антон Глушков.

В то же время, по его мнению, сегодня сохраняется ряд сложностей, препятствующих масштабному участию девелоперов в таких проектах, а значит, механизмы КРТ требуют совершенствования. С этой целью профсообществом сформирован перечень предложений.

В частности, необходимо снять риски по корректировке градостроительной документации, обеспечить возможность включения в КРТ наряду с многоквартирными домами и объектов ИЖС. По инициативе правообладателей для КРТ нужно установить возможность предоставления публичных земельных участков для иных целей, а также обязанность органов местного самоуправления по их предоставлению.

НОСТРОЙ предлагает определить более конкретные аспекты согласования решений о КРТ органа местного самоуправления с субъектом РФ — например, соответствие проекта развития застроенной территории региональным программам, создания инженерных коммуникаций, социнфраструктуры. И, наконец, установить возможность расторжения договора КРТ только в судебном порядке. «Сейчас конструкция закона говорит о том, что по инициативе органа местного самоуправления контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке, причем перечень условий не оговорен, а в случае расторжения по инициативе участников второй стороны вопрос можно решить только в судебном порядке. Предлагается эти права уравнять», — сказал Антон Глушков.

Еще одним перспективным решением, как считает НОСТРОЙ, могли бы стать снижение или отмена требований к участникам торгов для мелких и средних застройщиков, а также низкомаржинальных проектов ИЖС.

Идею включения в проекты КРТ территорий с частной застройкой поддержала президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Елена Николаева. «При реализации масштабных проектов можно выделять земельные участки для малоэтажного строительства в пригородах, что позволит создать субурбию в крупных городах», — отметила она. Реализация крупных проектов индивидуального и малоэтажного строительства также позволит запустить механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), ведь инвесторы сами не смогут построить и жилье, и дороги, и всю необходимую инженерную инфраструктуру.

В целом участники конференции выразили уверенность, что реализация механизмов КРТ и ГЧП позволит выполнить нацпроект по строительству жилья и созданию комфортной городской среды и тем самым улучшить жилищные условия миллионов россиян, а также увеличить налогооблагаемую базу по налогам на имущество и землю.