На июль 2022 года 70 субъектов РФ полностью приняли региональное регулирование комплексного развития территорий (КРТ), 8 субъектов завершают разработку и принятия нормативно-правовых актов, а еще 7 субъектов находятся на стадии активной разработки НПА. Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в ходе выступления на Архитектурно-строительном форуме в Саратове.
По его словам, в первом квартале 2022 года в регионах стартовала реализация 100 проектов КРТ. В общей сложности в субъектах РФ рассматривается применение механизма КРТ в отношении 766 территорий общей площадью более 28 тыс. га. «В частности, во всех субъектах Приволжского федерального округа, кроме Удмуртской Республики, уже приняты необходимые НПА по КРТ. В 13 из 14 регионах округа рассматриваются или реализуются проекты КРТ», — рассказал глава нацобъединения.
Однако Антон Глушков отметил, что картина является успешной только формально. Фактически, все реализуемые в субъектах проекты КРТ можно разделить на четыре категории: формальные, КРТ для сокращения аварийного и ветхого жилья, сознательно сделанная привлекательной для инвесторов территория, но ее параметры вызывают вопросы, и проекты, которым для максимально быстрого начала и прохождения присвоили статус КРТ. «Все эти проекты фактически не являются КРТ или неинтересны инвесторам. Для реального старта программы комплексного развития территорий, нужно решить ряд финансовых и нормативно-правовых вопросов, включая возможность получения дешевых кредитов на покупку земли под КРТ для застройщиков и разработку требований к региональной документации по КРТ», — пояснил он.
В связи с этим, НОСТРОЙ предложил рассмотреть инициативы по дальнейшему совершенствованию механизма КРТ. Так, следует предусмотреть в Градостроительном кодексе РФ возможность реализации КРТ жилой застройки в отношении территорий, на которых находятся ветхие или аварийные объекты ИЖС, даже если на в границах такой территории отсутствуют ветхие или аварийные многоквартирные дома.
Помимо этого, предлагается заменить положения ГрК РФ, позволяющие уполномоченным органам власти в одностороннем порядке расторгать договор о КРТ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств застройщиком, на исключительно судебный порядок расторжения договора о КРТ. Также, предлагается закрепить в ГрК РФ порядок определения общего совокупного объема строительства в целях проведения торгов на право заключения договора о КРТ, в том числе путем указания на необходимость принятия соответствующего подзаконного НПА о порядке расчета.
Кроме того, Антон Глушков указал на необходимость разработать механизм, предусматривающий исключение из программы капитального ремонта МКД, включенных в решение о КРТ, и о возврате собственникам начисленных и уплаченных взносов на капремонт в случае, если он не проводился. Альтернативным предложением является вовлечение данных средств в реализацию проекта КРТ. Таким образом, фонд капремонта может стать соинвестором проекта.
Глава НОСТРОЙ добавил, что отраслевая разобщенность мер поддержки приводит к «нагромождению» договорных конструкций. Например, договор о КРТ и соглашение о защите и поощрении капиталовложений. «В связи с этим предлагается предусмотреть возможность в самом договоре о КРТ закреплять условия о гарантиях и мерах поддержки, предусмотренные СЗПК. Это позволит повысить гарантии застройщиков, осуществляющих реализацию программ по КРТ», — пояснил Антон Глушков.
Ранее Антон Глушков назвал основные препятствия развитию ИЖС в России.