Эксперты рассказали о трендах в логистике цемента и стройматериалов

Эксперты рассказали о трендах в логистике цемента и стройматериалов

Эксперты рассказали о трендах в логистике цемента и стройматериалов ЦЕМРОС

В 2022 году продолжился долгосрочный тренд на увеличение доли автомобильных перевозок цемента за счет снижения перевозок цемента по железной дороге. Об этом на конференции «РУЦЕМ: Рынок цемента 2023. Сбыт. Логистика. Цифровизация. Снабжение» рассказал директор по закупкам и логистике ЦЕМРОСа Денис Назаров.

Так, по итогам 2022 года доля перевозок цемента автомобильным транспортом составила 59,1%, при доле ж/д – чуть выше 40% (десять лет назад ситуация была обратной и 60% цемента перевозилось железной дорогой и только 40% - автотранспортом).

Ключевые причины происходящего – развитие доступности автотранспортных перевозок одновременно с ужесточением законодательного и технологического регулирования перевозок со стороны «РЖД». За последнее время был принят ряд нововведений, негативно сказавшихся на динамике перевозок цемента и строительных материалов. Среди них - отмена тарификации ж/д перевозок по кратчайшим расстояниям, увеличение сроков доставки в отдельных видах сообщения (паромные перевозки), снижение ответственности «РЖД» за просрочку доставки, а также увеличение тарифной нагрузки, которое для большинства грузов с начала 2022 года составило 27,9%.

Все эти факторы, а также высокий износ инфраструктуры промышленного ж/д транспорта приводят к тому, что перевозка цемента по железной дороге становится всё менее привлекательной по сравнению с перевозкой автомобильным транспортом. С учетом названных факторов в ЦЕМРОСе прогнозируют сохранение тренда на снижение объемов перевозок ж/д транспортом в пользу автоперевозок.

Также в ходе выступления Денис Назаров отметил рост значимости инфраструктурных ограничений, в частности на Восточном и Южном направлениях. «На сегодня спрос на железнодорожные перевозки в восточном направлении явно растет опережающими темпами. По итогам 2022 года на Восточном железнодорожном полигоне достигнута провозная способность в размере 158 млн тонн грузов. В течение двух лет ее планируется увеличить примерно на 12%, до 180 млн тонн грузов. И все равно, несмотря на активное увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, в условиях межотраслевой конкуренции мощностей ж/д инфраструктуры может попросту не хватить для оперативной перевозки строительных материалов в востребованных для отрасли объемах», – отметил в своем выступлении Денис Назаров.

В рамках конференции эксперт также рассказал о влиянии передовых транспортных технологий на рынок перевозок цемента и поделился планами по внедрению Электронной транспортной накладной (ЭТРн). «ЦЕМРОС начинает опытную эксплуатацию перевозок с использованием Электронной транспортной накладной первым среди предприятий промышленности строительных материалов уже весной 2023 года. Реализация данной технологии позволит снизить объемы печатаемых документов, повысить прозрачность рынка, ускорить взаиморасчеты с перевозчиками и взаимодействие с контрольными органами», - сказал он.

Также в ЦЕМРОсе привели статистику по рынку автоперевозок и оценили ключевые вызовы в логистике, среди которых – фактический запрет поставок грузового транспорта из ЕС и США и значительное усложнение, и удорожание поставок запасных частей, услуг по ремонту и содержанию соответствующих автомобилей. Кроме того, согласно последним исследованиям аналитического агентства «Автостат», средний возраст грузовых автомобилей в России составляет 20,2 года. Денис Назаров уверен, что «это создает объективные предпосылки для роста доля рынка российских и китайских производителей грузового автотранспорта и замещения автопарка производителей из ЕС и США, которая в целом по России в 2022 г. была на уровне 50%, а отдельных сегментах рынка перевозок доходила до 80-85%».

Однако несмотря на ряд заметных технических сложностей в сегменте автомобильных перевозок, ключевым фактором сдерживания объемов роста перевозок автотранспортом становится дефицит квалифицированного водительского состава. Фактору «старения» подвержена не только техника, но и собственно водители. Средний возраст водителей в России увеличился до 50-52 лет. По данным ведущего национального сервиса по подбору персонал вакансия «Водитель» входит в тройку самых востребованных профессий на рынке труда.

«ЦЕМРОС уделяет особенно пристальное внимание программам мотивации и развития водительского персонала. В числе мер можно назвать установление высокого размера оплаты труда, соблюдение законодательства в части выполнения режима труда и отдыха, программы социальной поддержки, повышение престижности труда водителя в профессиональной палитре холдинга», – рассказал директор по закупкам и логистике ЦЕМРОСа Денис Назаров.