В 2022 году в Москве открылось десять торговых центров суммарной арендопригодной площадью 123,7 тыс. кв. метров (-66% за год), что стало минимальным показателем за последние десять лет. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании NF Group.
При этом в 2023 году объем ввода ТЦ в столице может составить 176,6 тыс. кв. метров, что на 43% превысит значения 2022 года. Новое предложение столицы будет сформировано за счет торговых площадей районного формата.
Показатель обеспеченности жителей Москвы качественными торговыми площадями по итогам 2022 года составил 580 кв. метров на 1 000 человек (+1,9% за год). Самым обеспеченным торговыми площадями является Новомосковский округ (985 кв. метров на 1 000 человек), там же зафиксирован наибольший прирост показателя за год (+11%).
Вакансия в торговых центрах Москвы составляет в среднем 15,6% (+ 1,9% за год). Максимальные запрашиваемые ставки аренды могут достигать 180 тыс. рублей за кв. метр в год в действующих крупных объектах с высоким трафиком и 100 тыс. рублей за кв. метр в год в районных ТЦ.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева говорит, что 2022 год – это еще один период, который войдет в историю рынка торговой недвижимости как год антирекордов. «В силу различных внешних факторов российский рынок столкнулся с беспрецедентными вызовами. Однако нам удалось не только выстоять, но и в довольно сжатые сроки оценить все риски и адаптироваться к новой реальности. Столичный рынок торговой недвижимости сегодня находится на стадии глобальных структурных трансформаций, которые будут определять тренды и вектор развития рынка в ближайшие несколько лет», - прокомментировала она.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что рост доли свободных площадей в торговых центрах Москвы сдерживает развитие локальных брендов и переуступка прав собственности отдельных ретейл-брендов новым владельцам, которые пока не приняли решение о стратегии развития в России.