В 2022 году доля торговых центров площадью до 20 тыс. кв. метров в структуре введенных объектов в России достигла рекордных 89%. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании Commonwealth Partnership (CMWP).
Снижение строительной активности на рынке торговой недвижимости в целом по России наблюдается с 2017 года. По сравнению с 2013-2016 гг. в 2017-2021 гг. среднегодовой объем ввода крупных и средних ТЦ (свыше 20 тыс. кв. метров) упал примерно в четыре раза. В то же время для малых объектов (до 20 тыс. кв. метров) этот показатель увеличился на 12%.
Руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина говорит, что смена парадигмы потребления, покупательских ожиданий и восприятия торговых центров от мест сосредоточения магазинов в сторону объектов досуга и развлечений отражается на динамике рынка. «Средние и крупные ТЦ ожидает смена концепции. А базовые потребности сейчас закрывают районные торговые центры, доля которых в структуре нового строительства заметно выросла в последние годы»,- прокомментировала она.
В среднем посещаемость для средних, крупных и очень крупных торговых центров снизилась на 2%, 8%, и 25% соответственно. Однако для формата районных ТЦ средняя посещаемость осталась положительной, превысив результаты прошлого года на 1%.
Эксперты объясняют устойчивость районных ТЦ к кризису концепцией, ориентированной на удовлетворение базовых ежедневных потребностей – основными «якорями» в таких ТЦ являются крупные продуктовые ретейлеры, а основная доля арендаторов торговой галереи – сервисы, небольшие магазины и пункты выдачи заказов, которые отчасти выполняют функцию магазинов.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что в 2022 году наиболее чувствительным для владельцев торговых центров стали уход IKEA и группы брендов H&M с российского рынка.