Доля вакантных коммерческих помещений на первых этажах уже построенных жилых домов в ТиНАО не превышает 6% , в то время как на Садовом кольце вакантность может доходить до 20-25%. Об этом «Стройгазете» сообщили в ГК «А101».
Как отметила руководитель управления коммерческой недвижимостью компании Оксана Моисеева, основная причина – в особенностях ведения собственного бизнеса в области торговли и сфере услуг на новых городских территориях по сравнению с районами с давно сложившейся застройкой.
«Это общий тренд для любого крупного города России. В сформировавшейся локации конкурировать приходится и с торговыми центрами, кластер которых продолжает развиваться, и с покупательскими привычками: у большинства жителей уже давно есть любимый магазин или «свой» стоматолог. В этой ситуации развивать бизнес имеет смысл в местах с высоким пешеходным и транспортным потоком. В Москве по-настоящему интересными могут быть объекты в составе действующих или строящихся ТПУ, но таких сейчас крайне мало, а цена аренды зачастую слишком высока, особенно для начинающего бизнеса», - поясняет она.
Вместе с тем, по ее словам, в новых районах всегда существует потребность хотя бы в базовом наборе объектов шаговой доступности, покупательские привычки населения только формируются, поэтому операторам коммерческих помещений легче сформировать пул постоянных клиентов.
По данным аналитиков, новые районы характеризуются более однородным и социальным срезом. В частности, около 57% покупателей квартир в Новой Москве – это семейные люди в возрасте от 25 до 40 лет, часто с детьми. Их суммарный доход может достигать 150 тыс. рублей в месяц и больше. Нередко они переезжают из соседних районов Москвы – в том числе из ЮЗАО (26,4%) и ЮАО (12,2%).
В компании уточнили, что арендные ставки на коммерческие помещения могут быть даже выше, чем в некоторых районах внутри МКАД. Средняя арендная ставка составляет 19,5 тыс. рублей за кв. метр в год, что обеспечивает окупаемость в течение 8,5 лет.
«В период проектных работ может быть реализовано от 5% до 15% коммерческих площадей. За 1,5-2 года, в течение которых строится дом, обычно продается около 40-50%, а на этапе финишной отделки и начала заселения жилой части - еще около 20%-30%. Стоимость коммерческих помещений с момента открытия продаж увеличивается примерно на 15% в год», - подчеркнула Оксана Моисеева.