Эксперты предложили два сценария развития рынка торговой недвижимости в России

Эксперты предложили два сценария развития рынка торговой недвижимости в России

Эксперты предложили два сценария развития рынка торговой недвижимости в России

В 2023 году на российский рынок торговой недвижимости выйдет не меньше операторов, чем в 2022 году, так как продолжаются активные переговоры с турецкими брендами и ретейлерами из стран СНГ. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании NF Group, уточнив, что по итогам 2022 года на рынок вышли 11 международных брендов, в 2021 году их было 15.

Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева говорит, что, исходя из совокупности всех текущих факторов и обстоятельств, глобально можно рассматривать два сценария развития сегмента торговой недвижимости – базовый и консервативный.

Согласно базовому сценарию, рынок торговой недвижимости продолжит свое развитие на уровне 2022 года, то есть говорить о быстром восстановлении сегмента преждевременно. Первая половина 2023 года может характеризоваться небольшими колебаниями, коррекцией годовых планов развития, однако со второй половины года начнет прослеживаться тренд на восстановление сегмента при условии частичного возвращения на рынок крупных международных компаний и выхода новых игроков – как локальных, так и новых ретейлеров из стран-партнеров. Бутики российских дизайнеров могут постепенно занять позицию мини-якорей, а крупные локальных бренды начнут увеличивать площади магазинов за счет смены формата и диверсификации бизнеса, расширяя ассортимент. Также на рынок начнут заходить новые иностранные бренды, особенно турецкие, которые пребывали в переговорном процессе с 2022 года. В такой ситуации возможно снижение уровня вакантности, однако показатель не сократится до значений 2019–2022 гг., а будет снижаться плавно. Некоторое время вакантность будет держаться на уровне 15–16%, в том числе, если на рынок выйдут новые торговые центры арендопригодной площадью более 20 тыс. кв. метров.

Согласно консервативному сценарию, продолжится уход международных брендов с рынка – как под давлением глобальных офисов, так и в связи с ухудшением экономической ситуации и со снижением объемов потребления. Кроме того, такие события могут привести к оптимизации действующих магазинов международных ретейлеров и российских арендаторов: в итоге останутся только наиболее эффективные проекты. Новые игроки будут принимать решения сдержано, заходить на рынок со своими инвестициями с осторожностью, опасаясь рисков, связанных с различиями в локальной бизнес-структуре и с внешними факторами. Если же они все-таки решаться выйти на российский рынок, то большинство новых проектов будут экспериментальными: и по их результатам будет приниматься окончательное решение о дальнейшей экспансии или, наоборот, о сокращении точек продаж. При таком сценарии средний уровень вакантности столичных ТЦ может вырасти до 17–18%, если не будут проработаны альтернативные пути заполнения пустующих площадок.

Ранее «Стройгазета» сообщала, что в России ввели рекордное количество локальных торговых центров.