На начало марта 2023 года доля иностранных компаний, которые не приняли окончательного решения об уходе из России, составляет 36%. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании IBC Real Estate, уточнив, что в исследование вошло 419 брендов различных сегментов: из сферы ретейла, производства, сервиса и услуг, СМИ, финансов, логистики и девелопмента.
Среди еще не определившихся компаний представлено значительное количество производителей, владеющих крупными заводами, что затрудняет выход из российского бизнеса ввиду сложностей с поиском инвесторов. К «неопределившимся» также относятся многие онлайн-сервисы, которые практически не имели площадей в аренде или собственности в России.
На март 2023 года 19% иностранных компаний передали/продали свой бизнес российскому топ-менеджменту. Среди них преимущественно производители (43%), ретейлеры (23%), представители консалтинга (15%).
Массовый уходи иностранных компаний обернулся для российских инвесторов возможностью покупки уникальных активов. В 2022 году 46% инвестиций в коммерческую недвижимость (с учетом производственных объектов) обеспечили иностранные продавцы. Вторая половина «уходящих» брендов была по большей части представлена в России через дистрибьютеров, они одни из первых покинули рынок наиболее безболезненно для глобальных собственников.
Многие иностранные арендаторы еще не вышли из арендных договоров, что связано с неготовностью уплачивать высокие штрафы за расторжение. В 2023 году, на фоне завершения ряда договоров и принятия окончательных решений компаний об уходе, аналитики прогнозируют, что доля вакантных площадей в качественных ТЦ Москвы увеличиться до 15-17%, в столичных офисах класса А – до 15%.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что на территории России иностранные собственники (преимущественно из стран Европы и США) продолжают рассматривать стратегию продажи своих активов при совокупной стоимости портфеля 800 млрд рублей.