На текущий момент уровень цифровой трансформации большинства застройщиков России остается на невысоком уровне. Об этом «Стройгазете» сообщили в консалтинговой компании Strategy Partners, которая вместе с Российской Гильдией управляющих и девелоперов исследовала (в форме опроса) уровень диджитализации более 70 компаний с разным масштабом деятельности, уровнем интеграции в цепочке и специализацией.
В ходе опроса, строительные и девелоперские компании выделили ключевые ограничения для внедрения цифровых технологий. Речь, прежде всего, идет о высокой стоимости внедрения (36 % респондентов считают ее основной проблемой). Второй трудностью названа недостаточная цифровизация поставщиков, а третьей — высокие риски внедрения новых технологий.
Согласно исследованию, 46 % респондентов полагают, что цифровая трансформация для их компаний является одним из стратегических приоритетов. 54% согласны с этим отчасти. При этом только 18 % респондентов определили количественные цели, которые хотят достичь путем реализации проектов диджитализации, 46% опрошенных выделили структурные подразделения под внедрение новых цифровых технологий (ЦТх). Однако выстроить работающий процесс удалось меньшей части компаний.
Как отмечают консультанты, предложение многих респондентов включает элементы цифровых решений. Так, 35 % предлагают клиентам такие цифровые решения, как «умный дом», «умное здание», «умная инфраструктура». Многие компании уделяют внимание цифровизации клиентских функций. 31 % создает специальные мобильные приложения, позволяющие заказать бытовые услуги и произвести оплату ЖКУ в режиме онлайн, а 27% компаний эффективно управляют лояльностью целевой аудитории в цифровых каналах.
При этом только 4% компаний имеют относительно высокий уровень цифровизации производственного процесса. У 25 % широко распространен электронный документооборот (безбумажная стройка) и облачные решения для коллаборации — 22 %. У 12 % BIM является стандартом при проектировании. Только 4 % респондентов активно используют интернет вещей — предиктивное обслуживание инфраструктуры, и лишь 8 % — контроль за передвижением людей на строительных площадках.
Относительно высокий уровень цифровизации корпоративных функций наблюдается у 4% респондентов. Наиболее популярное решение — автоматизированное планирование. Интегрированные системы управления проектами и другие инфосистемы широко применяют 7 % компаний и частично реализуют 68 %.
Участники опроса также определили топ-5 наиболее перспективных технологий для отрасли. Ими оказались: BIM — за него проголосовали 63 %, Big Data — 60 %, БПЛА — 50 %, облачные решения для коллаборации — 43 % и интернет вещей, которому свои голоса отдали 40 %.
«Строительная индустрия никогда не была передовой в плане цифровизации, она всегда была инертной в части инноваций — это не телеком, не IT и даже не розница. В зарубежной практике компании стремятся иметь интегрированную систему управления, которая позволяет контролировать все процессы в режиме реального времени. Это значит, что все процессы должны быть цифровизованы. Исследование показало, что многие российские компании всерьез задумались и озаботились цифровой трансформацией и готовы по трем ключевым направлениям: продукт и клиент, производственный процесс, а также корпоративные функции», - комментирует Елена Киселева, руководитель исследования, партнер Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура.