Жилкомхоз будущего

АГН "Москва"
Участники Форума ЖКХ обсудили важнейшие положения Стратегии развития до 2035 года

В начале декабря в Москве прошел XV Всероссийский форум руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства. В течение трех дней более 450 представителей организаций ЖКХ и отраслевых экспертов обсудили широкий круг вопросов, связанных с управлением МКД, капитальным ремонтом, ликвидацией аварийного жилья, правовым регулированием эксплуатации газовых сетей, цифровизацией отрасли и т.д. В рамках программы были организованы тематические секции по деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Однако особое внимание в этом году было уделено готовящейся Стратегии развития ЖКХ до 2035 года.

О ходе работы над Стратегией-2035 участникам форума рассказала директор департамента развития ЖКХ Минстроя России Светлана Никонова. Она выразила надежду, что в проекте документа, над которым работали представители одиннадцати проектных команд, удалось достаточно полно отобразить все основные направления развития ЖКХ. Попутно заметим, что сходный механизм (с формированием нескольких проектных групп) был использован и при разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Проектные команды прорабатывали предложения экспертного сообщества и регионов, начиная с общего положения отрасли до отдельных проблем и вызовов, на которые предстоит ответить в предстоящие годы.

«На сегодня сформирован общий проект Стратегии, сейчас он дорабатывается на встречах с представителями федеральных органов исполнительной власти и в ближайшее время будет опубликован на портале госактов», — сообщила Светлана Никонова.


По ее словам, Стратегия является документом верхнего уровня, по которому предстоит жить отрасли в предстоящие годы. Ее основная цель — обеспечение граждан РФ доступными и качественными коммунальными услугами. Но, чтобы достичь ее, «надо честно признаться в существующих проблемах и обозначить пути их решения». Среди таких проблем на первое место Светлана Никонова поставила высокий износ основных фондов в ЖКХ. Решение этого вопроса потребует серьезных финансовых вложений, переложить которые на плечи граждан было бы неправильно. Необходимо будет провести ревизию состояния отрасли, разделив имеющееся хозяйство на два крупных блока: города с населением свыше 250 тысяч жителей, имеющие собственные ресурсы развития и бизнес-потенциал, и остальные населенные пункты, где платежи граждан не могут окупить расходы компаний и в которых коммунальные услуги по факту предоставляются как сугубо социальные. В последних обойтись разовыми вливаниями заведомо не получится. Плановые нормативные вложения в основные фонды должны позволять обновлять их уровне 4% в год. Однако на сегодня фактическое обновление в теплоснабжении составляет 1,5% в год, в водоснабжении — 0,5-0,8% в год, что влечет за собой дальнейшую деградацию систем. Из-за отсутствия ресурсов предприятия выбирают ремонты вместо реконструкции, и это не позволяет изменить качество объектов и сформировать основу для поступления инвестиций. Для достижения целей Стратегии предстоит сформировать понятную систему господдержки ЖКХ, обеспечивающую как текущую операционную деятельность предприятий сектора в небольших населенных пунктах, так и их перспективное развитие.

Государство готово взять на себя часть затрат. Как сообщил зампредседателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов, принято решение о разработке госпрограммы по замене коммунальных сетей, износ которых составляет 60% и более. Регионы уже приступили к сбору данных о степени износа коммунального хозяйства, и в ближайшее время станет известна сумма, которую готов выделить на цели его обновления федеральный бюджет.

Еще одним ключевым направлением развития ЖКХ станет цифровизация. Причем заключаться она будет не только и не столько в оприборивании, сколько в цифровизации технологических процессов и решений. «У нас нет задачи понаставить всем счетчиков», — заявила Светлана Никонова.

Не была обойдена вниманием и тема оплаты услуг ЖКХ. Эта проблема имеет несколько аспектов. С одной стороны, граждане должны платить только за потребленные ресурсы.


«Каждый ресурс должен иметь четко определенный объем поставки, а приборы учета, кроме объема, должны обеспечивать контроль его качества, — сказала Светлана Никонова. — Оплачен должен быть только качественный ресурс». Для этого, по ее словам, предстоит распутать целый клубок проблем, так как на сегодня даже сами ресурсники не знают, сколько точно они отпустили «товара» потребителям.

С другой стороны, должны быть защищены и интересы поставщиков ресурсов. Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков предложил принять дополнительные меры по повышению платежной дисциплины потребителей. Кроме того, нужно, по его словам, «защитить» платежи организаций, чтобы они не падали ниже экономически обоснованного уровня. Сегодня же в ряде регионов власти из популистских соображений требуют от поставщиков ресурсов и УК, чтобы они предоставляли собственникам фактически бесплатные услуги. Также предстоит упорядочить взаимоотношения жилорганизаций с ГЖИ и иными проверяющими органами, с тем, чтобы те в первую очередь отслеживали техническое состояние домов, а не занимались, главным образом, разбором мелких жалоб граждан. Эта тема, по мнению эксперта, пока не нашла отображения в Стратегии. Также, на взгляд представителей компаний жилищного и коммунального сектора, ряд положений документа прописан недостаточно, их предстоит конкретизировать и, возможно, «насытить» цифрами. Со своей стороны, представитель Минстроя России заявила, что предложения участников форума будут рассмотрены при разработке Стратегии.

Программа по теплу

В Общероссийском народном фронте считают, что назрела необходимость создания отдельной государственной программы по модернизации системы теплоснабжения. Специалисты ОНФ обращают внимание на тот факт, что в настоящее время существуют госпрограммы по водоснабжению и водоотведению, а вот по модернизации и реконструкции котельных и теплосетей таких документов нет. «В такой программе следует предусмотреть выделение средств из федерального бюджета, потому что регионы сами не справятся с объемом работ, а возложить оплату на плечи жителей, увеличив тарифы, тоже неправильно», — указывает эксперт Народного фронта по ЖКХ, руководитель Ассоциации советов домов Юлия Белехова. Разработка такой программы, по мысли представителей ОНФ, обязательно должна включать в себя аудит систем теплоснабжения. Это поможет точнее определить степень износа коммуникаций в регионах и уже в соответствии с этим наметить, какие работы надо там провести. Вхождение в программу регионов и муниципалитетов должно носить не заявительный, а обязательный характер с пошаговым отслеживанием целевых показателей. «Должна ставиться задача, например, — 10% сетей в год в регионе должно быть к конкретному сроку заменено», — считает Белехова.

Справочно:

Всероссийский форум руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства организуют Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, информпортал «Управление ЖКХ». Главной целью форума является обмен информацией о лучших практиках в коммунальной сфере и обобщение предложений по внесению изменений в основополагающие документы, которые определяют будущее развитие отрасли ЖКХ.


Теги: