Общее оживление экономической деятельности в первой половине 2021 года привело к росту интереса инвесторов к реализации проектов в различных областях экономики. Не стала исключением и сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и связанные с ней сектора, ответственные за поставку ресурсов и услуг конечным потребителям. Подтверждением этому является значимое увеличение числа заявленных проектов в ЖКХ с участием частных инвесторов.
По данным Минстроя России, за первые три месяца текущего года объем заключенных концессионных соглашений (2,5 тыс. договоров) в сфере ЖКХ вырос на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 533 млрд рублей. Почти половина этой суммы — 47,8%, или более 255 млрд рублей — приходится на традиционно сложную для инвесторов сферу водоснабжения и водоотведения. Объем концессий, заключенных в этом сегменте, увеличился на 30% по сравнению с прошлым годом.
Оставим пока за скобками качество самих соглашений. Не секрет, что некоторые концессии являются формальными, когда объекты концессионирования переводятся из одного вида собственности, как правило, из муниципальной, в частное владение и управление. По оценкам заместителя главы Минстроя России Максима Егорова, таких в ЖКХ примерно половина, и ожидать от подобных псевдоконцессионных историй роста инвестиций не следует. Тем не менее, активизация бизнеса налицо, учитывая, что менее года назад показатели и темпы концессионирования в ЖКХ были существенно ниже — 7%, а объем вложенных средств составлял около 452 млрд рублей.
Рост продолжается
Во втором квартале 2021-го набранные с начала года высокие темпы пока сохраняются. По последним известным данным, в апреле число конкурсов подскочило почти в полтора раза: было проведено 95 конкурсов с предполагаемым объемом инвестиций не менее 22,2 млрд рублей. Также в апреле прошло коммерческое закрытие восьми концессионных проектов на общую сумму 39,9 млрд рублей. Наиболее капиталоемким из них стало концессионное соглашение по строительству заводов по сушке иловых осадков на Люберецких и Курьяновских очистных сооружениях в Москве, где реализацией проекта стоимостью 25,9 млрд рублей займется компания «Гринтех». Но, пожалуй, более позитивным фактором стало подписание сразу четырех концессионных соглашений на другом конце страны, в Республике Тыва. Модернизацией теплосетей в Улуг-Хемском кожууне (538,6 млн рублей), Чеди-Хольском районе (474,7 млн), городе Ак-Довурак (422,7 млн) и Чаа-Хольском кожууне (273,1 млн) займется ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4». Это наглядно свидетельствует о перспективности развития концессионных форм ведения бизнеса в ЖКХ в самых отдаленных и малонаселенных регионах.
По мнению Максима Егорова, концессии — наиболее совершенная форма государственно-частного партнерства (ГЧП), это долгосрочные договоренности, что очень важно для ЖКХ. Поэтому министерство будет и далее уделять внимание развитию данного института. Важной вехой в этой связи стало недавно заключенное соглашение между Минстроем России и Национальным Центром ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) о сотрудничестве в развитии инвестиционно привлекательных проектов ГЧП в сфере ЖКХ и строительства. Стороны договорились совместно совершенствовать и внедрять новые инструменты и меры господдержки концессий. Работа будет построена с использованием платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА», где будет запущен специальный сервис, посвященный реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ.
«Использование механизмов ГЧП при реализации проектов в сфере ЖКХ имеет большие перспективы для развития отрасли. В частности, инструмент концессий позволяет не только привлечь необходимые инвестиции, но и комплексно развивать инфраструктурные объекты, обеспечивая высокий уровень услуг для населения», — отметил заместитель главы Минстроя России Юрий Гордеев.
По его словам, чтобы сделать качественный рывок в развитии отрасли, необходимо более тщательно работать с проектами, учитывать и тиражировать передовые практики в этой области, а также повышать квалификацию участников рынка. Как сообщил гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнев, в рамках такой работы центр сегодня совместно с ВЭБ.РФ и регионами ведет 282 проекта в сфере ЖКХ, для реализации которых необходимо привлечь порядка 80 млрд рублей. «Мы проводим их экспертизу и совместными усилиями дорабатываем основные параметры, чтобы регионы и города смогли предложить инвесторам качественные и привлекательные проекты», — рассказал менеджер.
Вместе с тем пока что масштабы ГЧП в ЖКХ находятся на низком уровне, концессии еще не стали эффективным инструментом модернизации отрасли. Отчасти виной тому слишком «социальные» тарифы, которые являются серьезным ограничителем для возврата инвестиций. Сказывается и невысокий уровень подготовки проектов, а также нежелание местных администраций выпускать управление объектами жизнеобеспечения из своих рук.
Значимым препятствием для заключения концессионных соглашений небольшими организациями долгое время являлось и возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (НДС). То есть организации, применяющие специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения, и осуществляющие деятельность на основе концессионного соглашения, являлись, тем не менее, в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса РФ плательщиком НДС, что приводило к увеличению роста тарифа в размере, превышающем установленные предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги, и формировало дополнительные убытки у концессионеров.
Убираем барьеры
Недавно этот фискальный навес удалось ликвидировать. На днях Госдума РФ приняла в окончательном чтении инициированный правительством законопроект, предусматривающий отмену обложения НДС тарифа на коммунальный ресурс в отношении концессионеров в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (менее 100 тыс. человек на момент заключения договора). Отныне тариф на коммунальный ресурс будет устанавливаться концессионеру для всех групп потребителей без выделения НДС (то есть НДС облагаться не будет). Величина тарифа будет формироваться, исходя из необходимой валовой выручки, учитывающей применяемую систему налогообложения, отдельные расходы и включающей «входящий» НДС.
Как надеются разработчики законопроекта, реализация его положений повысит привлекательность использования концессионных механизмов при реализации проектов, прежде всего, в малых городах, где концессионируемые объекты в своей массе являются небольшими имущественными и инфраструктурными комплексами и генерируют небольшой денежный поток с платежей населения.
«Малые города по-прежнему остаются малопривлекательными из-за низких объемов потребления коммунальных ресурсов и плачевного состояния сетей. Сказать, станут ли налоговые льготы действенной мерой по привлечению частных инвестиций, можно будет спустя год после принятия закона. Возможно, концессии будут заключены в нескольких небольших моногородах, где инженерные сети нужны и для промышленного производства, но в целом ситуация не сильно изменится», — оценил потенциал нововведения эксперт Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Павел Склянчук.
Кроме того, Минстрой России прорабатывает возможность введения механизма заключения регионального или межмуниципального концессионного соглашения по объектам коммунальной инфраструктуры. По мнению эксперта, такие соглашения будут безусловно интересны инвесторам, так как они позволяют вывести проекты на окупаемость.
Наконец, министерство планирует уточнить перечень обязательной информации, которую потенциальный концессионер должен предоставить при проведении конкурса на заключение концессии, и сократить число оснований для отказа в заключении такого соглашения. Как отмечает Павел Склянчук, очень часто в малых городах случаются ситуации, когда на открытый конкурс по передаче коммунальных объектов в концессию заявляется только один «несогласованный» инвестор. Уполномоченные органы отменяют такие конкурсы. Поэтому для того, чтобы сократить число отказов, в том числе необходимо ввести правило, чтобы они были обязаны вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие.
Галина Хованская, председатель комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ:
«Особого внимания заслуживает тема экономической непривлекательности объектов. В первую очередь, это касается сферы водоснабжения и водоотведения. Вложения в изношенные, старые инженерные объекты в малых населенных пунктах, практически не генерирующих денежный поток, невыгодны инвесторам: их сложно окупить. Увеличить денежные потоки можно, повысив тарифы, но это вызовет социальное недовольство и рост неплатежей»
Павел Склянчук, эксперт комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое России:
«В целях совершенствования концессионного законодательства и облегчения условий для потенциальных инвесторов в первую очередь необходимо ввести разумный минимальный срок действия соглашения, который позволит обеспечить возвратность инвестиционных вложений. Нуждается в детализации и процедура привлечения к субсидиарной ответственности администраций муниципалитетов, которые сопротивляются передаче объектов в концессию» 541,8 млрд рублей составляет сумма 2403 проектов, реализуемых сейчас в коммунально-энергетической сфере в рамках концессий и соглашений о ГЧП
Номер публикации: №24 25.06.2021