Теперь без «потеряшек»

Теперь без «потеряшек»

Shutterstock
Территориальные органы власти отныне обязаны отвечать за бесхозные котельные и прочие объекты тепловой энергетики и подыскивать им новых хозяев

2 июля президентом России был подписан и вскоре вступил в силу федеральный закон №742581-7. Им вносятся изменения в статьи 8 и 15 федерального закона «О теплоснабжении», благодаря которым устранена правовая неясность относительно определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозных источников тепловой энергии.

Инициированный депутатами Тюменской областной Думы в 2019 году закон за время работы над ним депутатов профильных комитетов Государственной Думы (по энергетике и др.) претерпел к третьему чтению ряд изменений по сравнению с первоначальной редакцией, но суть его осталась неизменной: им устраняется правовой пробел, существовавший в этой сфере. Как указывали тюменские депутаты в пояснительной записке, в их регионе на тот момент функционировало 26 бесхозных котельных, при том, что количество муниципальных котельных составляло тогда 1238. По стране бесхозных котельных сотни, многие из них не только нуждаются в ремонте, но и представляют опасность для населения и окружающей среды.

Было очевидно, что источники тепловой энергии, в отличие от тепловых сетей, не могут функционировать без затрат на обслуживающий персонал и топливно-энергетические ресурсы, которые должны быть учтены в составе тарифа организации, эксплуатирующей котельную. Тем не менее, существовавшее правовое регулирование не позволяло возложить на работающую на территории теплосетевую организацию обязанность по эксплуатации выявленного бесхозного источника тепловой энергии. Поэтому с целью предотвращения аварийных ситуаций, связанных с возможным прекращением работы таких бесхозных объектов, необходимо было распространить исключительный порядок определения теплосетевой организации, предусмотренный частью 6 статьи 15 федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении», в том числе и на источники тепловой энергии.

Отныне на орган власти, на подведомственной территории которого обнаружен бесхозный объект теплоснабжения, возлагается обязанность обеспечить проведение проверки соответствия такого объекта требованиям безопасности, постановить его на учет в органе регистрации прав, осуществлять кадастровый учет объекта, а также организовать его содержание и обслуживание. Одновременно власти утверждают форму акта выявления бесхозного объекта теплоснабжения и принимают решение об определении организации по его содержанию и обслуживанию.

В свою очередь, органы тарифного регулирования должны включить затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозных объектов теплоснабжения, мощность которых распределена в отношении нагрузки потребителей тепловой энергии, подключенных к системе теплоснабжения в соответствии с утвержденной схемой, в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Сделать это следует в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, которые утверждены правительством страны.

Конечно, реализация нового закона может повлечь дополнительные расходы бюджетов муниципалитетов, где такой бесхозный объект теплоснабжения будет найден. Но овчинка стоит выделки, так как в случае аварии на забытой всеми котельной потери могут оказаться еще больше.