Поводы для беспокойства

Поводы для беспокойства

Shutterstock
Качество управления МКД вызывает все больше нареканий со стороны граждан

Эксперты некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» составили рейтинг коммунальных проблем, которые в наибольшей степени волновали россиян в 2019 году. Основой для составления рейтинга стала информация, аккумулированная региональными подразделениями организации. Всего за прошлый год на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 27907 обращений, это примерно на 1,5% меньше, чем в 2018 году.

Как показывает анализ, плата за жилищно-коммунальные услуги остается главной проблемой, беспокоящей граждан, хотя по итогам года ее удельный вес немного снизился (15,7% всех обращений в 2019 году против 19% в 2018-м). Это может быть связано с тем, что из-за существующих тарифных ограничений цифры в жировках росли не так быстро, как раньше. А кроме того, в 2019 году расценки на ЖКУ повышались в два этапа (первый раз они выросли в январе из-за повышения НДС, а вторично — в июле), и такое более плавное подорожание оказалось менее заметным для населения.

А вот 2-е и 3-е места в рейтинге уверенно занимают проблемы, связанные с состоянием МКД и качеством услуг по ремонту и содержанию общего имущества, а также с управлением домами. Если учесть, что в рейтинге теме управления и содержания МКД посвящены сразу несколько разделов, можно сказать, что тема эта сегодня является наиболее острой и критической. «Острота данной проблематики обусловлена крайней запутанностью законодательства в сфере управления МКД, в соответствии с которым собственники жилых и нежилых помещений объявляются хозяевами своих МКД, однако не имеют необходимых финансовых и организационных рычагов влияния на управляющие организации и не несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества», — считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Законодательная неразбериха усугубляется хроническим недофинансированием работ по содержанию МКД, что приводит к ухудшению их физического состояния.


В минувшем году громко заявила о себе новая «старая» коммунальная проблема — обращение с ТКО. И как показал выборочный анализ платежей домохозяйств, проведенный НП «ЖКХ Контроль» в I квартале 2019 года, в 68% случаев при переходе услуги по обращению с ТКО из жилищной в коммунальную стоимость ее для граждан возросла. И, естественно, люди выражали по этому поводу свое недовольство. Пик числа жалоб пришелся на первую половину года, во втором полугодии произошел некоторый спад интереса к данной теме.

В некоторых вопросах 2019 год оказался похож на предыдущие. По-прежнему ярко выраженный сезонный характер имеет проблема качества коммунальных ресурсов. С началом отопительного периода по традиции наблюдается всплеск числа жалоб, связанных главным образом с подачей тепла. Особенно это касается МКД, принадлежащих федеральным министерствам и ведомствам (особенно Минобороны), и так называемых брошенных домов, от управления которыми отказалась УК. К последним, как правило, относятся дома малоквартирные, с высокой степенью износа. Вместе с тем, надо отметить, что при сравнении показателей год к году видно, что количество таких жалоб понемногу сокращается.

Также сезонный характер носят обращения по теме капремонта. В весенние, летние и осенние месяцы, то есть в период проведения работ, жалоб больше, чем в зимние. При этом средний процент жалоб по темам капремонта остается неизменным на протяжении всех последних лет, что может означать отсутствие качественных изменений в этой сфере.

Теги: