Бремя дезинфекции

Исполнимы ли требования региональных властей об усилении противоэпидемических мероприятий в жилом секторе

С 12 июля организации, управляющие многоквартирными домами в Воронежской области, должны проводить в них ежедневную профилактическую дезинфекцию мест общего пользования: подъездов, лестничных клеток, всех контактных поверхностей, оборудования детских площадок во дворах и т.д. Соответствующий указ №132-у подписал губернатор Александр Гусев. Также в документе отмечено, что использовать для обработки поверхностей можно только определенные дезсредства, которые должны быть официально зарегистрированы и разрешены к применению в России.

Трудно сомневаться в благих намерениях воронежского губернатора. Эпидемиологическая обстановка по России в целом и в Воронежской области в частности остается сложной, и в такой ситуации, наверно, оправдан широкий набор действий, способных остановить распространение коронавируса, сберечь жизни и здоровье людей. И это не первый указ такого рода: ранее власти других субъектов выпускали аналогичные распоряжения. Но, к сожалению, приходится констатировать, что их буквальная реализация на практике вызывает ряд вопросов.

Дело в том, что действующие правила дезинфекции, осуществление подобных мероприятий и контроль за их исполнением регламентированы СанПиН 2.1.3684-21, ПП 491 от 13 августа 2006 года, ПП 290 от 3 апреля 2013 года, а также приказом № 170 Госстроя России от 27 сентября 2003 года. Поэтому устанавливая ежедневную периодичность таких работ, перечисляя набор допустимых дезсредств и т.п., воронежский губернатор и его коллеги из других субъектов вторгаются в зону «юридической ответственности» федеральных ведомств, тогда как исполнение этих федеральных правил и финансовые аспекты реализации таких работ во многом определяются самими собственниками помещений в многоквартирном жилом секторе. Как отмечает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов, ряд требований, в том числе и СанПиН, устанавливающих периодичность дезинфекций, уже предписывают УО и ТСЖ проводить определенные противоэпидемиологические работы и входят в плату за содержание и текущий ремонт. А в целом все, что касается управления многоквартирным домом — за исключением того, что напрямую регулируется действующим жилищным законодательством, — относится к компетенции общего собрания.

В таком случае, если какое-то решение принято собственниками и они заказали дополнительную услугу, то они и должны ее оплачивать. Если же проводить такие работы с использованием дезинфицирующих средств ежедневно, а не реже, как предусмотрено действующими правилами, то это влечет существенные расходы. Возникает неизбежный вопрос: кто их будет оплачивать? «Справедливо предположить, что если вследствие предписаний со стороны органов власти частота или объем работ увеличиваются, а собственники за такое решение не голосовали, то эти работы должны либо оплачиваться напрямую из средств бюджета субъекта РФ, либо компенсироваться какими-то механизмами поддержки управляющих организаций», — заявил «Стройгазете» Сергей Сохранов.

Как напомнил эксперт, при расчете муниципального тарифа, принятого в населенном пункте, учитывается необходимый минимальный перечень по содержанию и текущему ремонту дома. У УК и ТСЖ нет собственных денег, и если правила будут носить обязательный характер, то собственники на общем собрании должны принять решение об увеличении платы по этим статьям. Но вряд ли многие жители МКД готовы решиться на лишние траты из своих карманов.

С другой стороны, губернатор, выпуская данный указ, естественно рассчитывал на его исполнение. И принуждение к этому приведет к тому, что некоторые предусмотренные по регламенту работы (например, текущий ремонт или подготовка к отопительному сезону) будут выполнены в неполном объеме или не выполнены вовсе. Еще один вариант — изыскать дополнительные средства за счет увеличения задолженности перед поставщиками коммунальных ресурсов. Что в данном случае хуже для жителей дома? Ответ неоднозначный.

Словом, пока вопросов больше, чем ответов. «Если это официальный указ, то оспорить его можно в Конституционном суде. Однако, учитывая, что административной ответственности за нарушение этого указа не предусмотрено, то исполнение его положений останется целиком на усмотрении управляющих организаций», — заключил Сергей Сохранов.

Цитата:

сохранов.jpg

Сергей Сохранов, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»: «Решение региональных властей выглядит совершенно нелогичным: с одной стороны, тарифы на жилищные и коммунальные услуги традиционно устанавливаются ниже экономически обоснованных значений, в то же время новые обязательства по обслуживанию домов ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на и без того дефицитный бюджет МКД»